Владимир Соловьев: На Западе не понимают - с русскими воевать бессмысленно

Телерадиоведущий каждую неделю собирает на свое ток-шоу политиков, которые спорят о судьбах России и Украины, войны и мира. А что думает об этом сам Соловьев?


- Сегодня даже насквозь аполитичные граждане не отлипают от телерадиоприемников. Вот и радио «Вести FM», где вы ведете передачу «Полный контакт», побило все рекорды, увеличив свою аудиторию в два раза. Эксперты говорят, что люди увлечены политикой. А сейчас политика - это война, санкции… Какие-то жуткие настают времена.

- Мы пока больше себя пугаем. Санкции для нашей экономики - это скорее стресс-тест. Они заставляют нас провести давно нужные реформы. И понятно, что опыт Украины нам показал, к чему приводит оголтелый майдан. Гражданская война, распад, деградация.
И есть две взаимоисключающие точки зрения, каждая из которых неверна. Первая - что Россия всегда права, вторая - что Россия всегда не права. И то и другое не подразумевает никакого диалога. А надо уметь слышать друг друга и разговаривать. Вот это искусство в нашей стране потеряно.

- Мнение «Россия всегда права» общепринято внутри страны, а тех, кто сомневается, считают чуть ли не нацпредателями.

- Санкции не должны привести к возрождению генетической памяти террора. Мы не должны объединиться в ненависти. Да, в этой ситуации с Украиной и Крымом мы правы на 100%. Справедливость на нашей стороне исторически. Но мы не можем ее усугубить экономической глупостью или социальной пошлостью. Поэтому не должно быть никакого завинчивания гаек, никакого воинствующего ура-патриотизма.

- А если усугубим?

- Тогда мы срываемся в привычную сталинскую концепцию. Мы начинаем искать внутренних врагов, давить пятую колонну, а раздавив ее, начинаем искать следующую.

- Но во время войны положено вылавливать предателей. Мы разве сейчас еще не на войне?

- Говорить, что мы сейчас на пороге большой войны (задумывается)... Это ведь очень страшно. Слово материально. Но война давно уже пришла. Ливия, Сирия, Ирак, Афганистан, теперь Украина. Пока не в наш дом… Обозначает ли это, что мы должны ввязаться в войну? (Пожимает плечами.) На Западе многие это не понимают: с русскими вообще воевать бессмысленно. И не только потому что мы великая ядерная держава и мир может закончиться словами Дмитрия Киселева «все превратятся в ядерную пыль». Но и потому что русские, наверное, единственный народ, воспринимающий войну как естественное времяпрепровождение. Ведь наши афганский и чеченский синдромы - не вьетнамский, а как раз наоборот. Люди не боятся войны, а хотят снова взять в руки оружие… Они вдруг начинают ощущать, что настоящая жизнь там, под пулями. И это очень странная, непостижимая наша генетическая особенность. Мы относимся к войне как к иной форме существования.

- Более честной?

- Да, более понятной, более простой.


НУЖНА ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЛЯ, ЧТОБЫ ПОДДЕРЖКУ НАРОДА ВОПЛОТИТЬ В ПОБЕДУ СТРАНЫ

- Вернемся к санкциям - их становится все больше. Выдержит ли экономически Россия изоляцию?

- Мы можем выдержать любую степень сложности, как показал наш исторический опыт. Привыкшим к европейскому комфорту москвичам, жителям Петербурга сложно это представить и они пугаются: «А если?», «А вдруг?» Но для многих людей, живущих в российской глубинке, ничего принципиально не изменится.

- Вы хотите сказать, что люди не почувствуют ухудшения жизни?

- Для панических настроений особого повода нет. Но многое зависит от политики правительства. Ведь урон от санкций может быть легко нивелирован очень простыми шагами. Например, эффективным управлением крупнейших госкомпаний. Надо просто навести порядок в нашем собственном доме… Я уж не говорю навязшие слова про коррупцию, я про эффективность. Там такой запас еще есть! Если всерьез вести борьбу с неразумными затратами, то народ даже не вспомнит о санкциях…

- И вы в это верите?

- Это вопрос политической воли, а не веры.

- То есть раньше, когда времени и денег было много, эффективностью не занимались. И именно сейчас обязательно займутся.

- Люди всегда действуют, когда чувствуют: а) необходимость, б) потребность выживания. Любое решение принимается в конкретный исторический момент и вынужденно. А сейчас обстоятельства таковы, что пора действовать. Потому что такого уровня поддержки президента не было за последние 15 лет. И этот народный кредит доверия позволит президенту принять самые решительные меры.

- Но и 100 лет назад, в начале Первой мировой войны, у императора был примерно такой же рейтинг.

- Притом, заметьте, если бы император действовал решительно до конца, проявил волю и задавил свой майдан, не подписывая ублюдочной капитуляции, Россия пошла бы совершенно по другому пути. Россия была бы страной-победителем в той войне. И со временем стала бы конституционной монархией, как Голландия или Великобритания.

ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ ПОКА И БЛИЗКО НЕТ

- Вам будет уютно жить в стране, которая находится в состоянии холодной войны с Западом?

- Слушайте, я много лет жил в стране, которая находилась в состоянии настоящей холодной войны. И скажу по секрету, мне очень неплохо жилось. А что такое «уютно жить»? Если мы хотим сказать, что человек есть существо мещанское и поэтому должен идти туда, где глубоко, где лучше? Ну давайте выберем себе других родителей. Вам уютно родиться не в семье миллиардеров? Вам уютно родиться в климате, где зимой холодно, а летом жарко? Но если я буду все время думать об уюте, мне надо все бросить и куда-нибудь уехать. А когда там станет неуютно, еще и оттуда переехать?

- Так многие сейчас живут.

- Для меня это ненормально! Тебе ничто не мешает, если у тебя есть деньги и ты не госчиновник, купить дачу во Франции, в Италии, в Испании. Но когда стоит вопрос: остаешься ли ты на своей Родине или нет?.. В этом есть что-то от внутреннего предательства.

- Но если у граждан из-за холодной войны появятся конкретные жизненные проблемы?

- И с чего вы решили, что начнется холодная война?

- По-моему, она уже идет.

- И близко нет! Да и какие проблемы могут быть у людей - у нас ездят за границу меньше 10% населения.

- Но хотят этого большинство, я думаю.

- Слушайте, многие из них хотят и «Роллс-Ройсы», но не могут даже купить «Жигули». Да и нет еще этой холодной войны... Или давайте тогда пожалеем, что мы когда-то не сдались фашистам? Были бы отличные дороги. Ведь категория уюта вообще подразумевает сразу сдаться.

- Разве?

- Перейти на сторону сильного. Это дико уютно. Но, наверное, человек чем-то отличается от домашнего котика. Особенно когда мы говорим о категории «простой человек», надо отметить, что именно простой человек как раз и говорит Путину: да пошли они все, западники, мы за то, что справедливо, а не за то, что выгодно!

ПРОСТОЙ ЧЕЛОВЕК ГОРАЗДО УМНЕЕ

- А простой человек понимает, к чему это может привести? Он осознает риски?

- Скажу вам по секрету, он гораздо умнее, чем о нем думают.

- Как вы думаете, какой Россия будет через год?

- Зависит от того, какие решения будут приняты Россией сейчас. Если Путин начнет чистить авгиевы конюшни российской экономики и произойдут принципиальные изменения в кадровой политике, тогда Россия может повторить, если угодно, чудо Китая. Напомню, что Китай стал бешено развиваться сразу после холодной войны, объявленной ему из-за подавления их «майдана» на площади Тяньаньмэнь. Напомню, что под санкциями очень много лет Израиль. И ничего. Не о санкциях надо думать, а о нас самих... Надо выстроить такую страну, к которой невозможно применить никакие санкции, потому что экономически она непобедима.
________________________________________________________________