Ложь, кровь и телевизор

Так вышло, что я примерно с десяток лет отработал на телевидении. Это были местные, локальные телевизионные каналы города Иркутска. Работал я не журналистом, а оператором и монтажером. То есть к идеологии и различным редакционным политикам отношения, по сути, не имел. Тем не менее в один прекрасный день я собрался и уехал в Москву, с тем, чтобы никогда более ни единого дня не работать на телевидении. Поскольку Москва в этом смысле предоставляет больший простор. Тут есть значительное количество мелких студий, занимающихся монтажом, съемкой и вообще – той доводкой до товарного вида, которая именуется «postproduction». Столь долгое вступление было необходимо для того, чтобы объяснить, что хотя в настоящий момент я не имею отношения к эфирному ТВ, но имею очень хорошее представление о том, как это самое ТВ устроено.
В силу этого я регулярно отсматриваю какие-нибудь новостные программы, с тем, чтобы поглядеть, каковы нынче тенденции, течения и вектора развития всего этого безобразия.
Так вот, традиционно для придания достоверности транслируемой информации брался такой видеоматериал, из которого трудно сделать какой-то определенный вывод. Поясню.
Пример раз.
Информация – «В столице государства такого-то беспорядки, волнения, граждане возмущены».
Видео – на мобильный телефон снято, как несколько человек куда-то бегут, все трясется, некоторую часть материала составляет видео, снятое камерой «в пол» (то есть просто мельтешение асфальта), слышны какие-то крики, крупный план забинтованной руки – в целом понять, где это и что это – затруднительно.
Пример два.
Информация – «Мешкотоварские угрелы подвергают безжалостным этническим чисткам беззащитных мешкотоварских нарэнов!»
Видео – тела жертв, по которым решительно непонятно, нарэны это или угрелы, плачущие женщины, грязные детские лица, крупный план гильзы.
В обоих случаях мы видим, как вранье прикрывается какой-то картинкой, которая подпадает под заданные условия – беспорядки, трупы, суматоха и прочее. Но это все же, несмотря ни на что, попытка убедить зрителя в правдивости транслируемой информации. То есть еще существует необходимость доказывать достоверность, произносимого с экрана.
Однако буквально пару недель назад, по каким-то, самому мне не вполне понятным, признакам, я почувствовал, что необходимость подобных доказательств уже уходит в прошлое. Скоро, уже вот-вот, станут говорить одно, а показывать абсолютно противоположное, даже не считаясь с очевидными противоречиями.
Мои предчувствия не так давно подтвердило украинское ТВ. Под бодрый отчет о нулевой явке на референдум в юго-восточной части Украины показывались тысячные толпы народа, собственно, пришедшие именно проголосовать.
Но это еще не финальная ступень развития масс-медиа. Уверяю вас, дальше произойдет следующее. Будет произноситься нужная информация под абсолютно не имеющую отношения к предмету повествования картинку.
К примеру.
«Боевики сопредельной державы захватили приграничный город!». На видео – скачущие по лианам бабуины.
«Жители Гдетотамска с пониманием восприняли новость об отмене налоговых льгот и уменьшении пенсий и дотаций работникам бюджетной сферы». Видео – урок эсперанто.
«Европейский Союз перевел первые сто тридцать девять миллиардов евро из четырехтриллионного безвозмездного кредита в бюджет нашего государства» – по морю плывет белоснежный парусник.
Первое время еще будет сохраняться некоторое стремление попадать хотя бы в тональность. Говорим о хорошем – показываем приятное. Говорим о плохом – показываем раздражающее. Затем исчезнет и это.
И вот тут я подхожу вплотную к тому, чем, на мой взгляд, вызвана подобная ситуация.
Дело в том, что зрителя ежедневно, на протяжении уже долгого времени приучают к тому, что, рассказывая о чем-либо, для подачи этого чего-либо в нужном ключе не грех и соврать. И имя этим урокам неправды – реклама.
Я даже не буду приводить примеров – просто попробуйте представить себе такую ситуацию: вы спрашиваете, посмотрев рекламный ролик – «И что, действительно после приема этих конфет так повышается настроение? А вот это моющее средство и вправду удаляет различные виды загрязнений на сорок процентов эффективнее? Неужели в разработке этого шампуня была использована уникальная 3D-формула?»
Только спрашивать надо на полном серьезе, безо всякого сарказма. И тогда становится ясно, что самым предсказуемым ответом будет – «Ну это же реклама!»
То есть человек, если разобраться, уже абсолютно не видит ничего странного или плохого в том, чтобы ради денег нести какую-то ахинею (вроде 3D-формулы), а то и попросту врать.
Как бы признавая – это бизнес, что тут такого?
Это, в свою очередь, совершенно естественно порождает уже совершенно дикие ситуации.
К примеру. Одна гражданская активистка (назовем ее, для интриги, Ксения Анатольевна С.) борется за справедливость и использует всю подходящую в таких случаях риторику. А именно – взывает к человечности, рыдает от неправильности происходящего и, что особенно важно, вытаскивает транспаранты, на которых начертано «Как же стыдно от всего, что творится в родимой стране!». То есть работает еще и в поле морали, а не только социальной политики.
Но помилуйте! Ведь я же помню, как некоторое время назад эта же активистка вела на телевидении передачу (для еще большей интриги назовем ее «Д.-2»). И более аморальной и отвратительной, с точки зрения элементарной человеческой чистоплотности, программы я лично не видел!
Вот тут снова начинается та же история: «Ну это же шоу… Просто бизнес…»
Об этом и речь – если человек, ради шоу и бизнеса, участвует в аморальных проектах, то с такою же легкостью он может участвовать в любых других, в том числе и таких, которые, якобы, наоборот – за все нравственное. Бизнес… Можно и соврать…
На примере этой гражданской активистки-телеведущей я всего лишь в максимально доступной форме попытался объяснить, к каким перекосам в сознании приводит даже ложь малая (используемая в рекламе), но транслируемая ежечасно. А так же – почему воспитанному в современных условиях зрителю можно, не стесняясь, рассказывать с экрана все что угодно, показывая при этом все, что заблагорассудится.
Бизнес… Ничего такого…