ХМУРОЕ УТРО

Послесловие к статье "Разговор с побывавшим в украинском плену"


Женя Супер, - говорил и повторяю, - не только честный и талантливый, но и очень мужественный человек. В  статье "Разговор с побывавшим в украинском плену" он затронул такие болезненные темы, какие и я, при всей отвязанности натуры, освещать опасался. Не только потому, что сознавал, какой шквал эмоций могу спровоцировать, но, главным образом, по той простой причине, что грызли сомнения в политической целесообразности разговора до такой степени по душам.

А Женя, сами видите, рискнул вызвать огонь на себя. Причем, огонь настолько ожесточенный, что разъяснять свою позицию ему пришлось в отдельном видеопостскриптуме. И знаете, поразмыслив, признаю и подтверждаю: прав он, а не я. Политическая целесообразность, бесспорно, важна, но все-таки нельзя в угоду ей поступаться освещением важных вопросов со всех ракурсов, не затушевывая негативные моменты, не лакируя и не присыпая сахарной пудрой. Даже просто потому, что при (вполне возможно) какой-то сиюминутной выгоде, потом, когда все вскроется, ущерб от "полезных" умолчаний, перехваченных врагом как "страшная правда", может оказаться невосполнимым.

Итак, назовем кошку кошкой.

Да, действительно, при всем том, что там, на Востоке бывшей Украины идет борьба Добра со Злом, сражающихся на стороне Добра не следует изображать сплошь Идеальными Воинами Света В Ясносияющих Латах. Не все, как говаривала "крымчанка, дочь офицера" так однозначно, савсэм не всё. Следует понимать, что раскручивается маховик Революции, а любая Революция - дама кровавая и ноги у неё в грязи, и первые эшелоны поднявших меч состоят из людей лихих в обоих смыслах, и круговерть первого этапа неизбежно выносит на гребень волны накипь. Кто хочет понять, рекомендую прочесть хоть "Очерки русской смуты", хоть "Железный поток", хоть "Окаянные дни", да и хотя бы "Красное колесо" нелюбимого мною г-на Солженицына. Там все разложено по полочкам досконально и полностью дает схему событий, разве что имена и даты иные.

Но.

Да, среди лидеров первого этапа Сопротивления нет ни одного (ни одного!), кто хотя бы в минимальной степени не был повязан со старыми элитами. Да, все играют со всеми, и только появление на авансцене г-на Бородая плюс жертвенность "стрелковцев" дают основание верить в успех. Да, в Донецкой и Луганской Народных Республиках политическая неопытность руководства, помноженная на игру амбиций и (зачастую) корыстные интересы, понемногу выливается в чистой воды "атаманщину", и подчас в наихудших ее проявлениях, да, позиция России, многим кажущаяся вялой, продиктована полным отсутствием серьезного партнера по переговорам, и более того, да, вполне может статься (вернее, так оно и есть) обе республики, по сути, всего лишь исполнивший свои исторические задачи период раскрутки революционного колеса, обреченный уйти в историю.

Но опять "но".
Ничего страшного, а тем паче, рокового, в этом нет.
Просто вслед за неизбежным 1918-м с той же неотвратимостью идут 1919-й, 1920-й, 1921-й... и натурально, 1922-й.
И остановить этот процесс уже невозможно.
Это главное.