Анализ последних событий на Украине

Судя по последним новостям, ситуация на Украине продолжает развиваться не в лучшую сторону. Штурм блокпостов у Славянска правительственными войсками перевела конфликт в новое качество, его участники перешли от деклараций к вооруженному столкновению. Участие добровольцев из Национальной гвардии и «Правого сектора» лишает эту операцию права называться антитеррористической и квалифицирует происходящее, как гражданскую войну.

Вряд ли военные рассчитывали смять ополчение одним ударом; скорее всего, задумывалась разведка боем: проверка способности дончан оказать серьезное сопротивление и заодно зондаж реакции России. После заявления Шойгу о начале приграничных учений правительственные войска прекратили наступление и отошли, как, вероятно, и планировалось. Оно и понятно: удерживать плацдарм на враждебной территории — задача не из легких, да и зачем, если у армии перебои с питанием? В общем, правительство имело наглядную возможность убедиться, что «блицкрига» не вышло (военные это, конечно, и так понимали).


Разведка боем обычно является частью более крупной операции, что косвенно подтверждается недавним сообщением Минобороны Украины о развертывании и боеготовности войск ПВО. Тех самых, чьи специалисты, согласно российским военным, нанесли заметный ущерб их ВВС в грузинской войне 2008-го. Это уже серьезные приготовления к схватке в случае ввода войск России. Пусть в одиночку они долго и не провоюют, но заявить о себе и создать образ героически сражающейся армии могут.

Слава богу, ВВС и тяжелое вооружение пока в дело не пошли, так как их использование ставит под удар гражданское население и автоматически подводит конфликт под грузинский сценарий. Значит, вторжения России временное правительство и их западные советники все же остерегаются, что уже хорошо, но поздновато. Если до штурма о вводе войск СМИ вещали чисто теоретически и на одном дыхании с «не дай бог», то теперь аналитики перешли к обсуждению конкретных задач, глубины ввода, ответственности за жизнеобеспечение занятых территорий, сохранению промышленной базы, условиям вывода войск, возможному наплыву беженцев и т.п. Последовавшая вскоре взаимная констатация нарушений Женевских договоренностей и вовсе снимает ситуацию с предохранителя.

Так что же будет дальше? Ответ, наверное, следует искать в интересах участников.

Россия.
Оптимальный вариант для России — срыв преждевременных выборов и затягивание ситуации до полного осознания украинцами на себе последствий переворота. Это будет болезненно, но, во всяком случае, не хуже польской шоковой терапии. Людей столько кормили обещаниями и «динамили», что последствия сделанного выбора должны быть донесены до всех и каждого отдельно. Готовить Конституцию и проводить выборы можно только после осознания большинством реального положения в стране. Иначе Украине опять придется выбирать между плохим, очень плохим, и неизвестным.

Следовательно, подавить восстание Востока Россия не позволит и будет его подпитывать, о чем свидетельствует хорошая осведомленность российского министра обороны о ситуации и точном количестве штыков и стволов противников. Тактически временных будут продолжать теребить со всех сторон, не давая передохнуть, собраться с силами и начать планировать действия наперед. Инициатива в этом, несомненно, у повстанцев и России, временное правительство же явно работает в пожарном режиме от кризиса до кризиса.

Изложенное не исключает и «октябрьский» вариант, при котором группа хорошо организованных, подготовленных и решительных людей с четким планом действий, осуществляет новый переворот и смещает временное правительство вместе с и.о. президента. Кандидаты на роль такой группы есть, например, миротворцы из Каскада Разумовского или даже «Правый сектор». О Раде беспокоиться особо не придется — депутаты у нас сговорчивые и меняют свои взгляды по ходу дела, причем почти все одновременно.

 США.
 Что выгодно Вашингтону? Прозападная площадка на территории Украины. Не удастся заполучить всю, так хоть кусочек, небольшой плацдарм, который можно демократизировать и защищать от России, Белоруссии, Китая, ну и Северной Кореи, до купы. В Киеве, говорят, полно их консультантов и аналитиков (даже глава ЦРУ и вице-президент США наезжали). Правители в их помощи остро нуждаются, потому, что сами толком не знают, как ситуацию разрулить и что делать на перспективу. Все, что не предпримут, возвращается бумерангом. Проблема здесь в том, что интересы США и простых украинцев сильно разнятся. США менее требовательны — их, например, вполне устраивает упадок производства — будут просить взаймы, значит, попадут в зависимость, да и конкуренции меньше от местного производителя, больше дешевой рабочей силы. Они и против раздела страны возражать особо не будут — им даже Львовской области хватит для своих целей, вспомним Косово.

 Европа.
 Она, похоже, временно отстранилась. Слишком близко от событий, слишком опасно ссориться с Россией, слишком накладно финансово, да и население начинает возмущаться околонацистской тематикой Яроша. Не хочется создавать видимость несогласия с США, которые устами своей официальной представительницы уже послали Европу заниматься интимом в одиночестве. Их протеже, Кличко, сошел со сцены в пользу Порошенко; вероятно, его считают более сильной и выгодной фигурой в долгосрочной перспективе и надеются, что «демократия» возьмет свое. Ну-ну. В общем, Европа перешла в выжидательный режим.