Жульническая логика

Гибель наших товарищей — журналистов ВГТРК Игоря Корнелюка и Антона Волошина — вызвала волну искреннего людского сочувствия и сострадания. Журналист — в первую очередь человек. Сын и отец. Жизнь журналиста не дороже и не дешевле жизни ребенка, женщины, народного ополченца.

Но без журналиста детей, женщин и мужчин можно убивать втихаря. А значит — с еще большим размахом и удалью. Так что журналисты необходимы. Любите вы смотреть телевизор или нет.

Впрочем, речь не об этом, потому что об ЭТОМ говорить любому из коллег Игоря и Антона трудно — все наши слова сейчас неправильные, все не подходят.

Есть другой момент — частный и мелкий по сравнению с произошедшей трагедией, но важный в масштабах страны. Все мы ценим радиостанцию "Эхо Москвы". Радиостанцию, необходимую здоровому обществу как часть его микрофлоры, в которой полноценный иммунитет вырабатывается только в противоборстве с патогенной опасностью. Объявив патриотизм прибежищем негодяев, "Эхо Москвы" традиционно предоставляет в своем эфире, на своем интернет-портале последнее прибежище либералам, в чем, разумеется, тоже нет ничего дурного. Именно в таком качестве, мягко говоря, НЕлиберальное российское общество принимает "Эхо Москвы" и продолжает держать на своем балансе. В день, когда убили наших товарищей в Донбассе, "Эхо Москвы" выразило соболезнования.

АЛЕКСЕЙ ВЕНЕДИКТОВ (цитата из Твиттера):

Мои соболезнования семьям и друзьям погибших журналистов ВГТРК. Война не щадит никого
Российские власти развязали и ведут войну с Украиной, точнее – с украинской антикоррупционной революцией национального достоинства. Российские СМИ полностью прекратили выполнять функцию информирования граждан. Ведущие телеканалы – это прямой и открытый рупор террористических организаций «ДНР» и «ЛНР». В России больше нет СМИ, здесь восстановлены существовавшие в СССР средства массовой агитации и пропаганды. СМАиП действуют, а западные свободные голоса почти не слышны! Сегодня все должны понять, что в России действует возрожденный и осовремененный сталинский режим!


СЕРГЕЙ БУНТМАН (с сайта "Эхо Москвы"):

Знаете, там страшный суд разберется, мне кажется, кто был прав, кто виноват; кто выполнял свой долг, кто не выполнял свой долг. Но жертвы среди журналистов, которые призваны рассказывать нам с вами, что происходит, в том числе и на войне – это один из ужасных фактов того что происходит. Ожесточение растет, и, мне кажется, что нам с вами нужно во всех обстоятельствах оставаться людьми и оплакивать убитых.+Не будем забывать, что это война, и война, повторю, самая что ни на есть настоящая.

Война — разумеется, страшное дело. Но война не возникает на пустом месте. Если это война на Ближнем Востоке, то можно теоретизировать и говорить о том, как далеко зашли обе стороны. Если это война на Востоке Украины, практически у тебя дома — не надо подлой болтовни о святости установленных после уничтожения СССР границ — если убивают твоих людей, то это не просто война — плохое, гадкое, грязное, кровавое дело. Это война, где есть правые и виноватые. Есть нападающие и обороняющиеся. И можно, конечно, делать вид, что ты беспристрастный наблюдатель. Но "Эхо Москвы" и ряд других, более или менее известных, СМИ трудно назвать беспристрастными.

ИГОРЬ ЧУБАЙС (цитата из блога Чубайса на "Эхо Москвы"):

Давайте честно. Полностью соболезнования звучат так: войну, которая теперь не щадит никого, вы развязали САМИ.

С одной стороны это, конечно, наглядно подтверждает — колонна номер пять комфортнее всего ощущает себя в палате номер шесть. Но с другой... Вот эти чубайсовы завывания — это чья точка зрения? Чубайса или "Эха Москвы"? Если только Чубайса, то что делать с его коллегой — другим постоянным автором "Эха" Арсеном Аваковым? Тоже частное мнение?

АРСЕН АВАКОВ (сайт Эха Москвы):

Министру иностранных дел России в последнее время соврать, как алкашу водки выпить – естественно. Лавров сегодня опять соврал, нагородил чуши, обвинив Дещицу, Коломойского и меня в организации нападения на Российское посольство в Киеве. Стоило не спать пол ночи и сдерживать радикалов и провокаторов ФСБ? Грубый мир.. Дещица, запевай!

Если Чубайс прав, и в России свирепствует сталинский режим, то угадайте, что должно было бы произойти со столь отчаянно дерзкими критиками нашего тоталитаризма и с гостеприимной площадкой, ставшей для них последним прибежищем?
Специально для Чубайса — это не 37-й год. Это кабинет главного редактора Первого национального канала Украины, чья вина состояла лишь в том, что он осмелился — нет, не выдать в эфир заявление российского министра, а поставить в программу российский фильм.

Но, нет, тоталитаризм — у нас. Либеральный такой тоталитаризм.

Телеканал, поинтересовавшийся как-то, не стоило ли сдать фашистам Ленинград, жив и до сих пор относительно здоров. Никто не закрыт, ничто не закрыто. Под несколькими сообщениями о трагедии, произошедшей с нашими товарищами, и сам главный редактор "Эха", и его подопечные получили такое количество бездушных, глумливых комментариев от собственной целевой, хоть и микроскопической, аудитории, что даже у них самих, вероятно, зашевелились волосы на затылке. Впрочем, не раньше, чем на это обратили внимание другие пользователи сети.

"Пропагандоном больше, пропагандоном меньше". Ну а как могло быть иначе, если в твоем эфире с утра до ночи террористы и сепаратисты пытаются оккупировать свободолюбивую страну, где нет фашистов, а есть сторонники евроатлантического выбора? Даже если 90 процентов из написанного — результат работы так называемых ботов, троллей, специалистов по информационной войне, все равно остается вопрос — "Вы озверели?" Ведь то же самое говорилось и писалось и после убийства людей в Одессе и Мариуполе, после того, как жгли Беркут, похищали, линчевали, ломали ребра и засовывали иглы под ногти. Ведь нашлись те, кто аплодировал скотской выходке у российского посольства. Нашлись те, кто умудряется и сейчас логически обосновать позицию Яценюка, назвавшего на днях людей на Востоке Украины гитлеровским словом — недочеловеки. Subhumans. "Вы озверели?" Кто из вменяемых людей в России радовался гибели украинских десантников?

Нет никакой коропоративной солидарности. Пока нацгвардия чистит Восток Украины от недочеловеков, московские сверхчеловеки рассуждают о том, что пора уже, наверное, валить. Рашка безнадежна, если в ней не находится места очередному уникальному журналистскому коллективу.

ФРАГМЕНТ ИЗ СТАТЬИ А. ЛОШАКА "А МОЖЕТ БЫТЬ, РОССИЯ — ТОЛЬКО СТРАХ":

Население страны с недавних пор разделилось на два лагеря. 1% россиян сгорает от стыда, 99% распирает от гордости. «Е*аный стыд» vs «Слава России!» Соотношение очевидно. Партия фейспалма в абсолютном меньшинстве. Неудивительно, что среди ее членов царят пораженческие настроения. Люди в массовом порядке валят. Говорят о самой массовой волне эмиграции со времен развала СССР. В израильском посольстве очереди как в 1990 году.

Теперь мы все — пятая колонна и предатели, сокрушается автор, осознавший, как многие до него, что ему катастрофически не повезло с народом. По примеру медиаменеджера Бершидского, переехавшего на неделе в Германию с такими словами:

"В конфликте двух родных стран, России и Украины, тем более не получается встать на какую-то одну сторону. Это осложняет сейчас жизнь и в Москве, и в Киеве, и в сети, где все на расстоянии одного ругательства друг от друга. Я все меньше читаю по-русски и по-украински. В английском и французском ищу нейтралитета."

Это жульническая логика — выражать соболезнования, сокрушаться о трагедии русского и украинского народов, в глубине души считая и тот, и другой неразвитым быдлом. Как будто два народа сами, внезапно, вцепились друг в друга; как будто у сегодняшней драмы нет режиссера; как будто на России лежит ответственность за безвинную кровь; как будто не России в бок в разгар Олимпиады сунули эти братоубийственные вилы; как будто Бершидский, перешедший вдруг на английскую мову, всего этого не знает. Ведь это не война между Россией и Украиной, Бершидский, это война Запада против России. И ты, Бершидский, просто выбрал сторону в этой войне. Вот и все. Скатертью дорога и философские самолеты в помощь. Ну а на сайте "Эха Москвы" сейчас введена усиленная модерация, хотя, конечно, никакая модерация не способна изменить то, что и так известно всем. Касается, это, понятно, не одного "Эха Москвы", а целой россыпи сверхмалых и малых медиа-ресурсов, продолжающих называть бойцов сопротивления террористами и сепаратистами, а тех, кто им сочувствует, включая журналистов — колорадами, совками и ватниками.

Война не щадит никого, справедливо заметил Венедиктов. Это так. Но для некоторых она все же остается родной матерью.



Автор: Константин Сёмин - журналист, документалист, ведущий передачи "Агитпроп" на канале Россия 24, лауреат фестиваля DocChallenge, номинант премии Emmy.