СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО

Многого у нас не было, но мы были счастливы.


Сегодняшние «дети независимости» узнают из новых учебников и телевизора информацию о жизни в Советском Союзе чаще всего неправдивую и тенденциозную. Разные современные страшилки про «тоталитарный СССР», не имеющие ничего общего с реальностью, многими воспринимаются за чистую монету, и они постепенно становятся частью мифологизированного массового сознания. А как же было в реальности?

У меня не было в детстве памперсов.

Родители разрезали на части пеленки, делали из них подгузники и часто их стирали, по очереди. Зато мое поколение не страдает от бесплодия, а нынешние памперсные дети на 20% бесплодны.




У меня не было в детстве игрушек с электронным управлением на батарейках и красочных китайских изделий, из ядовитого пластика. Мы играли с обычными пластмассовыми солдатиками, железными машинками, сами вырезали себе деревянные автоматы и мечи.

Меня не кормили чипсами, гамбургерами и сухариками, вместо этого мне давали суп, манную кашу, овощи, фрукты, котлеты и рыбу. В моем детстве не было Макдональдсов, зато были пирожковые с вкуснющими пирожками по 5-10 копеек за штуку и мороженное по 19 копеек. Меня не поили Пепси-колой и Кока-колой, вместо них была газировка и лимонад.



Жаркое лето. 60-е годы

Я не знал что такое 100 сортов колбасы, 50 сортов сыра, авокадо и киви. Зато те 10 сортов колбасы и несколько сортов сыра, что продавались в магазинах, были из настоящего мяса и молока. Я не знал, что такое ГМО и питался натуральным мясом, молоком, сметаной, картошкой, помидорами, клубникой, шелковицей, абрикосами и яблоками.

Шоколадные конфеты были для меня роскошью, которую я получал только на праздники, но меня это не очень-то и напрягало – хватало и горошка с карамельками. Да, у нас был дефицит, но только потому, что у людей были деньги и некоторых вещей на всех не хватало. Сегодняшние супермаркеты и торговые центры завалены всевозможными товарами, но многие ли могут себе позволить все эти россыпи купить?


В моем детстве все телевизоры были черно-белые. Точно так дело с телевизорами в те годы обстояло и в Америке, и в Италии, и в Германии. У меня не было спутниковой антенны и кабельного телевидения, не было полторы тысячи программ. У нас было всего две программы и по ним показывали советские фильмы. Я не знал, кто такие Чип и Дейл, Сейлормун и Бивис с Батхедом, зато у меня были Чебурашка с крокодилом Геной, кот Матроскин и кот Леопольд, казаки, которые играли в футбол, Ежик в тумане и Волк, который постоянно ловил Зайца. Я не знал, кто такой Рембо, Супермен и Человек Паук, зато я знал Павку Корчагина, Котовского, Маресьева, героев революции и Великой Отечественной войны. Мы все старались походить на советских солдат и офицеров, сражавшихся с фашистами. У меня были «Неуловимые мстители», молодогвардейцы, товарищ Сухов, таможенник Верещагин, Электроник и Алиса из будущего. Павлик Морозов в то время еще не стал олицетворением предательства, а был просто советским пионером, которого убили кулаки. Сегодня таких кулаков расплодилось в каждом селе, словно мух, как, впрочем, и новых помещиков.
О, ужас, я не знал что такое реклама, она не прерывала каждые 15 минут интересный фильм, ее тогда вообще не было на телевидении. Единственные рекламные плакаты, которые висели на улицах, это - «Храните деньги в сберегательных кассах» и «Летайте самолетами Аэрофлота». К слову, билет на самолет Киев-Москва стоил тогда 12 советских рублей
.

В школе у меня был только один выходной в воскресенье. Нам задавали уроки на дом, а потом проверяли их в классе. У нас не было никаких тестов, учитель спрашивал каждого устно, и мы писали контрольные. В школе была не 12-бальная, а 5 бальная шкала оценок.



Нас учили физике, биологии, химии, русскому и украинскому языкам, а не валеологии, толерантности и охране жизнедеятельности. Нам ни от кого не было нужды «охранять свою жизнедеятельность», так как в советской стране на детей никто не покушался. И какое горе, мы понятия не имели о том, кто такие геи и педофилы, да к тому же еще, и дрались из-за девочек.


Мы были октябрятами, пионерами и комсомольцами. С тех пор не создано ни одной детской организации, охватывающей всю страну. Нас учили помогать товарищам, уважать взрослых, любить Родину и ее защищать, а не секспросвету и тому, как правильно предохраняться от беременности.



Оканчивая школу, мы все имели рабочую специальность и могли прокормить семью на зарплату, заработанную честным трудом.

Большинство советских выпускников школы имели багаж знаний больший, чем нынешние выпускники 90% коммерческих вузов, а выпускник окончивший техникум, имел знания на уровне сегодняшнего кандидата всяческих наук. Мы не покупали дипломов и не платили взятки за оценки.
И вообще, знания и умения тогда очень ценились. Именно их наличие, а не богатые родители, позволяли сделать успешную карьеру. Я не знал таких слов, как инфляция, брокер, менеджер, биржа, фьючерс, инвестиции и консалтинг. Зато я хорошо знал, что окончив школу, всегда могу найти себе работу или пойти бесплатно учиться в институт. Цены на все товары были неизменны годами, а если они и менялись, то в сторону снижения. Буханка хлеба стоила 16 копеек, когда мне было 7 лет и столько же, когда мне стукнуло 17.


В моем детстве не было фитнес-центров и спа-салонов, зато в каждом городе и селе были стадионы, ДЮСШ, группы здоровья и бани, куда наши родители и старшие товарищи ходили попариться с друзьями и попить настоящего «Жигулевского» пивка. Сегодня все они разрушены или распроданы. У нас не было ночных клубов, но в каждом городе работала вполне продвинутая модная дискотека (до 23 часов), танцплощадка, а в каждом селе был клуб, где играла живая музыка. Сегодня почти все они закрыты или развалены. Та же участь постигла и многие библиотеки. А на Олимпийском стадионе в Киеве любой желающий, взрослый или ребенок, могли свободно хоть и целый день тренироваться или заниматься физкультурой, и все это совсем бесплатно.

У меня не было компьютера, ноутбука, смартфона. У меня не было цифрового фотоаппарата и плейера. Не было никакого Фейсбука и ВКонтакте, потому что не было Интернета, как, впрочем, не было Интернета ни в США, ни в Европе. У нас были стационарные телефоны, да и то не у всех, и чтобы позвать товарища, надо было кричать под окном или заходить к нему в гости.
Я не играл в компьютерные игры, потому что персональных компьютеров еще не было в природе. Я не знал, что такое «Quake» и «WOW». Я не гонял «Дяблу» и не душил монстров в подземельях. Вместо этого я все свободное время проводил с друзьями на улице. Зимой и летом мы целыми днями играли во дворе. Зимой приходили мокрые и промерзшие, но почти никогда не болели.



Мы играли в войну, казаков-разбойников, мушкетеров и гвардейцев кардинала, футбол и хоккей, катались на санках, лыжах и коньках, лазили по заборам и обносили все соседские сады.



Мы вечно были в синяках и царапинах, ели зеленые яблоки, огурцы, печеную в золе картошку, хлеб, посыпанный сахаром. Мы выходили на улицу утром, и родители с трудом загоняли нас домой вечером.

Мы занимались музыкой и спортом в разных спортивных секциях, ходили в технические кружки, делали модели самолетов, машин, ездили на картах и ходили на байдарках, собирали почтовые марки, значки и спичечные этикетки.



Мы не знали заморских курортов в Египте и Турции, но зато целое лето проводили на природе, в пионерских лагерях, в деревне у бабушки или с родителями у моря.



Мы ходили с походами в лес, купались на озере, ловили рыбу в любой реке, не боясь, что нас пристрелит частный владелец земли, так как вся земля в те времена была государственной.



Мы ходили в кино на детские сеансы, и тайком проникали на взрослые. Набегавшись и нагулявшись, мы читали дома книги. Любой советский школьник был в разы здоровей и начитанней современных детей. Уже в 10 лет мы были полностью самостоятельны. Мы ездили всем классом в лагеря труда и отдыха летом и помогали колхозникам в сборе урожая, ходили в магазины, помогали родителям по хозяйству, копали грядки, ремонтировали свои велосипеды, собирали радиоприемники и модели машин, полностью могли обслужить себя.



Но нас никто не учил торговать и наживаться на других. Быть торгашом в магазине было позорно, а спекулянтом – преступно. Мы жили реальной, а не виртуальной жизнью, и наши друзья были живыми, а не никами в соцсетях.

Я не знал, что такое национализм. Все нации были равны между собой, я мог свободно говорить по-русски, а мой друг по-украински, и между нами никогда не было конфликтов по этому поводу, так как мы прекрасно понимали друг друга.

В одном классе чаще всего вместе учились дети партийных работников, врачей, инженеров и рабочих. Я мог подраться с сыном секретаря райкома или начальника милиции, и тому никогда бы даже в голову не пришло пойти жаловаться отцу. А если бы он даже это сделал, то родитель ответил бы ему, чтобы тот учился сам постоять за себя. У нас не было богатых и нищих. Все примерно были равны между собой. Кто-то одевался немного лучше, кто-то хуже, у кого-то было больше денег на карманные расходы, а у кого-то поменьше, но никто этому не придавал никакого значения; в моем детстве шмотки и родительская мошна не ставили человека выше в среде своих сверстников. Мы ценили товарищей по личным качествам, а не по тому, какой пост занимают его родители и сколько у них денег.

Да и слова такого – мажор – мы, к стыду своему, тоже не знали. В те времена даже дети самого высокого начальства как миленькие шли служить в армию, вылетали из вузов за неуспеваемость и попадали за решетку, если совершали преступления.
Мы не боялись милиции. Тогда она, по большей части, ловила преступников и охраняла простых граждан, а не занималась рэкетом, наркоторговлей и не убивала задержанных в своих отделениях. Даже подумать о таком и в голову бы никому не взбрело. Если я заболевал, то мог абсолютно бесплатно получить любую медицинскую помощь. В каждой школе была медсестра, и два раза в год приезжал стоматолог.
В моем детстве жизнь была на всю катушку нетолерантной: мы не любили ябед, жлобов, обманщиков, хвастунов и жирных. Хвастаться можно было только личными достижениями – спортивными успехами, отличными оценками, наибольшим количеством собранного металлолома, или хотя бы дерзостью в школе или отвагой в уличной драке, а не дорогим мобильником, модным платьем или папиной тачкой. Хотя в магазинах была далеко не модельная обувь и одежда (зато, куда получше сегодняшнего турецкого и китайского тряпья), но девчонки сами шили себе шикарные платья, а парень мог заказать в ателье вполне приличный костюм. Мы не ходили, будто инкубаторские, как это сегодня изображается в либеральных СМИ.


Я гордился своей страной. Она занимала 1\6 часть суши, была могучей и богатой – ее уважали во всем мире. Мы занимали первое-второе место в мире по промышленному производству, кормили половину земного шара. Моя страна производила все необходимое для жизни, от веников до ракет. У нас не было дорогих иномарок, даже члены правительства ездили на отечественных «Чайках», потому что пользоваться чужой техникой считалось неприличным. Мы ни от кого не зависели. У нас была мощная армия и ядерное оружие. С нами считались все правительства. Советский человек первым полетел в Космос. Мы мечтали в детстве стать летчиками, космонавтами, офицерами, врачами и учеными, а не банкирами и спекулянтами.


У нас было счастливое детство!
Виталий Скороходов
____________________________________________________________________________