Большой карнавал во время войны

С 18 по 24 августа сего года в селе Большие Сорочинцы Миргородского района Полтавской области проходит Национальная Сорочинская ярмарка, девиз которой «Украина — единая!» По словам организаторов, в этом году мероприятия направлены на развитие патриотизма и на сбор средств для солдат АТО.

Кроме торговли выпечкой, овощами, глечиками, вышиванками и прочим, а также концертов, хоровых этнопеснопений и выступлений-соло, организаторы действа проведут концерт-реквием в память о Героях Небесной сотни и о тех, кто погиб на Востоке, героически сражаясь за «единую и независимую». В конце каждого дня запланирована минута молчания.

Можно ликовать: несмотря на слабые попытки отмены мероприятия все же грядет Большой ежегодный карнавал — с ряжеными, цыганами, «борцами за свободу» — типа бойцов батьки Махно, скоморохами и попрошайками.

В 2004 году мой взгляд привлекла юная киевская (а может совсем и не киевская) девушка, трясущая большой погремушкой в такт ударам палок по пустым бочкам. На голову ее был надет шутовской разноцветный колпачок с помпонами по углам.

Как веселы и молоды мы были! Какой праздник! На мальчиках — изображения подков на оранжевом фоне: «Разом нас багато! Нас не подолаты!». Но дошло до меня: ведь именно про это и писал великий М. Бахтин — литературовед, философ, социальный психолог: «Наблюдаемое и есть карнавальная культура — архаика, примитив, хаос, веселье на пепелище, клоунада юродивых»...
Посмотрим, что же представлено на нынешнем карнавальном действе?

Итак, с одной стороны — пиво «Черниговское»; сладкие спонсоры — торговые марки «Веселые карамели» и «Белая Бярёза» (явно Беларусь); информационные партнеры: Интерфакс-Украина, УНИАН и 29 электронных и печатных СМИ. Ярмарку ежедневно будет приветствовать сам Гоголь (очевидно, мумифицированный, да так и не определившийся со своей ориентацией — то ли он украинский писатель, то ли русский).

Организован городок мастер-классов «Сорочинская мастерская», где можно будет, кроме прочего, освоить новомодное плетение из газет (ей-богу, не сочиняю, а всего лишь вытягиваю из пресс-релиза). Кроме скульптурных изображений и огромных кукол-мотанок, этнографические усадьбы украсят симпатичные фигурки в национальных костюмах.

Внимание: исполнение давней мечты — организаторам удалось соорудить большую настоящую украинскую печь, которая будет целиком функциональной: в ней можно будет и хлеб испечь, и борщ сварить... Что до меня, то я держусь подальше от таких печей — еще помню детскую сказку про Ивасика-Телесика, а «украинскую печь» в Одессе запомню навсегда.

А теперь, с другой стороны, совсем неподалеку — автоматные выстрелы по живым мишеням, боевые «хлопушки» («Град», «Ураган»), бомбометания в жилой дом, больницу, детский садик, «комнаты ужасов» в подвалах, пробные запуски баллистических ракет, а также неповторимые по зрелищности, долго не гаснущие в ночном небе «фейерверки» из фосфорных зарядов, фонтаны крови и потоки слез...
Как пишут организаторы Большого карнавала, любовь к Национальной Сорочинской ярмарке всегда объединяла украинцев, а ее проведение должно не только консолидировать общество, но и «показать всему миру, в том числе и врагам, стойкость украинского духа, горячее желание нашего народа жить в мире и согласии».

Все бы ничего, да красная гоголевская свитка без одного рукава витает над этим жутким карнавалом — «пиром во время чумы», наполняя ужасом и страхом головы и продавцов, и покупателей, загоняя их под столы, кровати, в сундуки и под юбки жен. Потому что не может быть радости, если рядом горе, если у соседей горит хата, рушится город, страдают старенькие родители, гибнет ребенок.
Ежели вы думаете иначе, значит вы еще не стали человеком! Вы только «симпатичная фигурка в национальном костюме», кукла-мотанка или персонаж мюзикла, сочиненного заморскими композиторами.

Отсюда
_____________________________________________________________