Контрсанкции. Наш ответ Западу

Наблюдая за нескончаемым потоком санкций, направленных против России, невольно погружаешься в мысли о необходимости симметричного или асимметричного ответа. Привычные завывания наших креаклов о том, что "страна-бензоколонка, которая ничего не производит" ничем не может досадить Западу, можно сразу отметать как безосновательные. Нам есть чем ответить. Вопрос в том, как это сделать максимально эффективно.

Историю о бедных польских фермерах и успехах Россельхознадзора в плане борьбы с польскими яблоками знают все. Ущерб нанесенный польскому агросектору оценивается польскими экспертами в миллиард евро и это без учета последствий банкротства фермерских хозяйств, которые не смогут осенью выплатить банкам так называемые сезонные кредиты, которые выдаются под залог контрактов на поставку яблок в Россию. Некоторые комментаторы усмотрели в действиях России непозволительную слабость: они нас бьют санкциями, а мы стыдливо и трусливо прячемся за фитосанитарные нормы. На самом деле, вводить открытые санкции против Польши - большая глупость. Включаем логику: в европейских документах о санкциях прописан принцип, согласно которому ущерб от ответных мер России должен распределяться равномерно среди стран-членов ЕС. Если ввести против Польши секториальные санкции, у нее будет серьезный аргумент для того, чтобы требовать компенсации от Евросоюза. Без санкций, Варшава все равно будет требовать компенсаций, но точно их не получит. Циничные европейцы просто посочувствуют полякам, но резонно укажут, что в документах ЕС речь идет о компенсациях за санкции, а не за нарушение фитосанитарных норм. И так нужно действовать по всем направлениям. Самые эффективные санкции - скрытые санкции. Такого рода санкциями являются те, на которые нельзя подать в суд в ВТО, и о которых нет смысла говорить на дипломатических переговорах. Именно такие, бесшумные санкции, заставляют европейский бизнес давить на европейских политиков.

В некоторых случаях есть возможность отвечать одновременно симметричными и асимметричными мерами. Например, евроукры и креаклы сейчас радуются проблемам "Добролета". Очень зря. Асимметричных ответов тут очень много и все могут быть очень болезненными. На российском рынке можно просто добить проверками, "закошмарить" да и просто лишить доступа в страну европейских лоукостеров - Easy Jet, Air Berlin итд. Потери будут очень чувствительными.

Если санкции пойдут дальше, может возникнуть необходимость устроить показательную порку компании Боинг, которая вряд ли сможет обойтись без российского титана. Проблема до такой степени серьезная, что журналисты Wall Street Journal попытались заблаговременно узнать у руководителей американской компании, что они будут делать, если Россия перекроет поставки. Руководители корпорации Боинг заявили, что у них на этот случай есть "план", но отказались раскрывать детали, что означает отсутствие плана. Невозможность поставить уже заказанные самолеты, будет стоить американцам очень дорого, ведь их ждут штрафы, пени и неустойки. У такого действия есть еще один плюс - многие американские политики на полном серьезе считают, что у России вообще нет рычагов давления на США, за исключением ядерного оружия. Тонущий Боинг будет лучшим доказательством обратного.

Авиационный гигант - это довольно крупная цель и по ней стоит бить уже на более поздних этапах, а пока Москва тренируется на кошках, точнее на американских сельхоз производителях.

По информации агентства Рейтер, Россия - второй после Мексики крупнейший импортер мяса из США. Действия Россельхознадзора по блокированию импорта американского мяса уже дает свои плоды. Специалист Council for Foreign Relations (одного из "мозговых центров" американского истеблишмента) Роберт Кан признал, что компаниям, которые попадут под каток российских санкций, будет "довольно больно", хотя и поспешил добавить, что на макроэкономическом уровне российские действия не сильно повредят США. Следует уточнить, что такие действия Москвы ценны не столько экономическими (для этого есть другие методы), сколько политическими последствиями. В США есть мощнейшее агро-лобби, которое в силу специфического политического устройства этой страны, имеет непропорционально большое влияние на процесс принятия решений. Если сделать очень больно конкретным производителям, можно добиться довольно серьезных действий с их стороны, и эти действия будут направленны на аннулирование тех решений, которые создают им проблемы.

Российские контрмеры против США и ЕС должны превратить их санкции против России в вопрос их внутренней, а не внешней политики. За свою копейку бюргер и рэднек будут бороться значительно активнее чем за предотвращение Третьей Мировой, ибо такова суть современного общества.

Про «дедолларизацию» торговли нефтью и газом мы еще поговорим отдельно в материале посвященном предстоящей Третьей Мировой Экономической Войне, но один эпизод процесса отвязки России от доллара стоит упомянуть уже сейчас:

"Мегафон конвертировал около 40% депозитов, хранившихся в долларах США и евро, в гонконгские доллары и перевел их на счета в крупных китайских банках, рассказал вчера финансовый директор сотовой компании Геворк Вермишян. Сделано это было еще в начале II квартала 2014 г. Остальные 60% наличных «Мегафон» по-прежнему держит в рублях." ( http://www.vedomosti.ru/companies/news/29736071/gonkongskij-dollar-vmesto-amerikanskogo#ixzz39RAJ7d52 )

Аналогичные действия предпринял Норильский Никель. Как краткосрочное решение, такой маневр — идеален. Гонконгские доллары контролируются китайским ЦБ, а их стоимость привязана к американскому доллару (1 к 1), т.е. это — удобный, китайский, внешнеторговый "клон" доллара, на использование которого, США не могут наложить никакие санкции. Мы наблюдаем замечательные тенденции: «дедолларизацию» и смещение акцента внешнеторговой деятельности на Азию, причем в этих процессах участвуют и государственные и сознательные частные компании. Это — хорошо. Если так будет продолжаться, то санкции США и ЕС мы будем вспоминать с благодарностью.

Вывод: проблема России не в том, что ей нечем отвечать на санкции. Отвечать есть чем и "ответка" уже идет. Главная проблема — не соблазниться и не откатить все нужные решения назад, когда ЕС снова захочет "дружить".

Отсюда
_____________________________________________________________