Донецк

Донецк устал. Донецк устал физически, но не морально. Многие люди уехали, теперь большинство из них возвращаются.
Захожу на рынок. В продаже картошка по четыре, капуста и морковка по три гривны. Есть в продаже перец и киви, лук, чеснок, всё это есть, но нет денег. Проблема с наличкой, выплатами пенсий, пособий. Проблема с привычной подачей воды в любое время, в любой желаемый час.


Донецк устал, как устают везде люди от ужаса войны, от постоянных обстрелов и ожидания завтрашнего, возможно, дня худшего. Донецк устал доказывать своё право на жизнь, на собственное и непоколебимое “я”. Самое интересное,  общаясь с людьми, не перестаю удивляться закалке дончан. Их прагматизму и выдержке.

- Сгорело две наши с мужем иномарки, магазин, часть дома. Но, несмотряо на это – я возвращаюсь  домой. Это слова молодой мамы вернувшейся в Донецк.

Нет пьяных, нет дебоша.  Нет даже места  обычному транспортному хамству.
В троллейбусе разговор на одну тему: когда? Когда их оставят в покое все те, кто пришёл с мечом. Не скрою, некоторые ждут киевскую власть. Но ожидают не с распростёртыми объятиями.  Ожидают  потому – что надоела война. Донецк хочет работать и жить как раньше.

Донецк ожидает извинений. За напрасно пролитую кровь. За уничтоженный аэропорт, год назад лучший из лучших. Вечером, когда чуть стихла канонада, дончане включают телевизоры. Слушают – сопоставляют услышанное с действительностью. Правда, как и действительность одна: на Донбасс  пришли карать. И убивать. В  Украину пришла война. Нас заставили убивать друг друга. Нас – это всех живущих на территории пока ещё общего дома.

Дончан обуревает злость за всё причинённое  им горе.  От этого горя люди стали жёстче. Решительнее.  Поэтому,  Донецк, Горловка, Луганск – не здаются.

Здесь нет всеобщей мобилизации. Здесь нет гонения “на ведьм”, как нет ящиков “для писем” или номеров телефонов “специальной” службы. Здесь решает сам человек – или ты мужик, или ничто.  Другого не воспринимают.  Здесьлюдей  не делят, пока ещё не делят, на русских или украинцев. Оно и понятно. Корни одни. Живут рядом, язык  тоже один. Дончане видят и знают, что среди ополчения тоже много случайных людей.  Имело место мародерство, преступления. Но об этом не говорят открыто. Такие разговоры  – сурово пресекаются. Но, ополченцы не подпрыгивают и не орут: хохлы – чемодан, вокзал, Киев. Такое им даже в голову не приходит. Здесь не считаются  кто из элиты – а кто нет. На Киевском проспекте навороченный красный “порше” подобрал окровавленного мужчину. На возглас дородной тетки, что мол, мужик в крови, а там, дескать, у вас – красивый салон, водитель-женщина,  произнесла: “ человека спасаю, а салон это ерунда”.  Это и есть тот самый фон, в котором, отношение к другому человеку, проявляется – чисто по-донецки.  Так поступить – может не каждый. Но в этом заключается донецкий характе. С этими словами, конечно же – можно поспорить. Привести обратные аргументы. Но характер этих людей от этого не изменится. Ибо – он ковался десятилетиями. Он формировался спецификой жизни в этом регионе. Отношением к жизни.

Не стану гадать или, как сегодня модно говорить, ванговать. Но думаю, что  Донецк – не сломить и не нагнуть. Ни Киеву, ни Вашингтону. Откуда, собственно, пришли все наши беды. Если взять за основу прошлое, взвесить и проанализировать настоящее, то Донбасс – может ожидать  достойное будущее. Какое-то время, де-юре, он может быть ещё и побудет под Киевом. Но де-факто – он будет самостоятельным. Народ Донбасса возродит свой край. И заживёт нормальной жизнью. По-другому – быть не может. Ведь не напрасно  пролита кровь защитников Донбасса. И не за политиков и олигархов умерли тысячи мирных жителей. Люди и воевали и умирали – за своё будущее. И оно должно наступить.

Приходится признавать очевидный факт:  сегодняшняя реальность, зачастую извращённая,  в виде новостей из СМИ, продолжает проникать в каждую украинскую семью. В каждый дом. И каждый  человек реагирует на неё – по-своему.  Вдали от войны, люди – ждут новостей как зрелищ,  способных поднять адреналин.  Как глоток воды. Ждут, лёжа на диване. В тот момент, когда Донбасс воюет за свои права. Что это: безразличие, нежелание что-то менять в своей жизни, страх ? Или обыкновенное украинское –  “моя хата с краю. ” ?  Притом, эти граждане, не редко – называют себя “патриотами” Украины.  Это нельзя назвать патриотизмом.  Ибо, такое поведение -  не соответствует истинному  значению  этого слова.

Чтобы выбраться из той ситуаци, в которой сегодня оказалась Украина, её гражданам,  нужно иметь самообладание, чёткую позицию,   руководствоваться в своих действиях здравым смыслом  и прагматизмом.  Без всего этого,  выбраться из сложившейся ситуации – будет очень и очень непросто.

Ваха