Украинский блицкриг «Элопака» : таможня всегда даёт добро…

Последние решения российского руководства в отношении вхождения Украины в экономическое пространство ЕС не оставляют никаких сомнений: Россия будет предпринимать все установленные международными соглашениями меры, чтобы защитить свой рынок от недобросовестных европейских поставщиков.


Между тем Украина уже давно стала своеобразной «чёрной дырой», через которую в Россию проникает продукция, которая не только не является украинской по происхождению, но и просто разоряет российских производителей.

Ответ России на санкции, введенные Европейским Союзом, США и некоторыми другими странами, в виде запрета на ввоз целого ряда продовольственных товаров из этих стран, вызвал воодушевление в стане отечественных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции. Ещё бы, ведь впервые за несколько десятилетий российский крестьянин вроде бы получил возможность резко увеличить производство…


К тому же премьер-министр России Дмитрий Медведев 19 сентября подписал документ о введении таможенных пошлин на украинские товары. Эти пошлины начнут взиматься лишь в том случае, если киевские власти нарушат достигнутые ранее договоренности и начнут применять статьи экономической части соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом ранее 1 января 2016 года.

До этого события президент России Владимир Путин лично провёл заседание Госсовета, на котором были приняты конкретные решения, позволяющие резко увеличить долю российского продовольствия на рынке. После такого внимания, казалось бы, российскому производителю остаётся только вкладываться и радовать покупателя своей качественной продукцией…

Европейские и украинские махинаторы нашли общий язык…

Ещё с советских времён отечественные продукты питания проигрывали импортным в отношении упаковки и дизайна. Качество почти всегда было выше всякой критики, уровень содержания всякого рода вредных веществ, как правило, был даже намного ниже, чем допустимый.

За последние годы отставание в этой отрасли благодаря усилиям отечественной перерабатывающей промышленности в значительной степени удалось преодолеть. Российская продовольственная продукция, пользующаяся заслуженным спросом, в качественной и красивой упаковке всё чаще стала заменять импортную на прилавках.

Поскольку речь шла об огромном рынке потребителей численностью более 140 миллионов человек, к нему не остались равнодушными зарубежные конкуренты. Не имея возможности победить российского производителя в честной борьбе, они стали применять такие методы, которые иначе недобросовестными назвать просто нельзя…

И в этом им помогла и помогает «незалежна» Украина. Надо отметить, что за всё пребывания этой бывшей советской республики в зоне свободной торговли Содружества Независимых государств сложился типичный алгоритм незаконного проникновения зарубежных компаний на российский рынок.

Вкратце он состоит в следующем: иностранная компания вначале создаёт «дочку» на территории Украины, затем ввозит туда свою продукцию или сырьё, зачастую как «давальческие».

Давальческое сырье — это сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, энергоносители, что является собственностью одного предприятия (заказчика) и передаются другому субъекту хозяйствования (производителю) для производства готовой продукции, с последующей передачей или возвращением такой продукции или ее части их владельцу или по его поручению другому лицу.

После этого продукция или сырьё получают от соответствующих украинских органов документы, свидетельствующие, что она имеет якобы украинское происхождение. Соответственно, при пересечении украино-российской границы такие товары не облагаются таможенными пошлинами, что, конечно же, снижает их цену, повышает конкурентоспособность и в то же время ведёт к разорению российского производителя. Вот такое славянское «братство»…

Казалось бы, Федеральной таможенной службе, учитывая высочайший уровень компетентности её сотрудников, не составило бы никакого труда установить истину и перекрыть путь фальшивым «украинским» товарам на российский рынок. Однако на деле получается совсем иная картина. И остаётся только догадываться, почему таможенники не слышат ни голоса президента РФ, ни указаний премьер министра Дмитрия Медведева.

Упаковочная «ложка дёгтя» в молочном море

Российская молочная промышленность произвела в 2013 году 30, 7 миллионов тонн молока. После введение в действие российской стороной запрета на импорт многих видов молока и молочных продуктов, связанных с ответом на санкции западных государств, производство отечественной молочной продукции начало демонстрировать тенденцию к росту. И, разумеется, эту продукцию надо обеспечить качественной упаковкой для транспортировки и дальнейшего размещения в торговых сетях. И тут на сцене появляется финансово-промышленная группа «Elopak/Ferd Group» из Норвегии, представленная в России дочерним предприятием ЗАО «Элопак».

Гордые скандинавы уже сейчас завоевали более 50% рынка картонной упаковки свежего молочного продукта и их доля продолжает увеличиваться.

Только по по итогам первого полугодия 2014 года рост продаж финансово-промышленной группы «Элопак» по сравнению с аналогичным периодом прошлого года превысил 20% c тенденцией к дальнейшему увеличению.

К слову, еще в 2007 году Федеральная Антимонопольная Служба в своем исследовании отметила, что ФПГ «Элопак» реализует упаковочный материал по демпинговым ценам.

В 2013—2014 году ФПГ «Элопак» в арендованных помещениях установила и запустила оборудование с заявленной производственной мощностью свыше 1,6 млрд. упаковки, что превышает 80% объёма рынка соответствующей упаковки РФ. В целях реализации своих планов по монополизации рынка ФПГ «Элопак» временно предлагает российским производителям питьевой молочной продукции такие цены на упаковку, которые находятся на уровне затрат российского производителя только на (!) сырье.

К примеру, средние цены по России на упаковку объёмом 1 литр с учетом доминирующего положения на российском рынке ФПГ «Элопак» составляют 40−45 евро за тысячу штук. В странах ЕС (в том числе у наших ближайших соседей — Финляндии, странах Балтии, Польше) «Элопак» реализует аналогичную упаковку по 55−65 евро за тысячу.

Что же позволяет «Элопаку» предлагать покупателям в России свою продукцию по столь низким демпинговым ценам?

Никаких чудес здесь нет: «Элопак» просто импортирует с украинского завода «Элопак-Фастов», принадлежащего всё той же финансово-промышленной группе, продукцию, где происходит переработка картона в готовую упаковку. Она, предполагают российские производители, в количествах, исчисляемых сотнями миллионов штук в год, уже около 10 (!!!) лет ввозится в РФ без уплаты пошлин на основании документов, не соответствующих истинному происхождению и якобы произведённых на территории Украины.

Удивительно, однако, но такая агрессивная торговая политика ФПГ «Элопак» до сих пор остаётся без внимания соответствующих российских ведомств. А ведь аналогичная ситуация несколько лет назад привела к закрытию заводов -конкурентов «Элопака» в Европе и Канаде: кто-то оказался банкротом, кто-то куплен за бесценок и его оборудование уничтожилось, чтобы не появился новый конкурент. И это называется продовольственной безопасностью?

Загадочная роль Федеральной таможенной службы России

Российские производители упаковки еще в сентябре 2013 года обращались в ФТС России с заявлением о неправомерности признания Украины в качестве страны происхождения упаковки, так как это позволяет ФПГ «Элопак» использовать нулевую таможенную ставку, занижая тем самым таможенную стоимость импортируемых с территории Украины картонных заготовок. А это, в свою очередь, является неприкрытым нарушением российского таможенного законодательства.

Доля стоимости импортного сырья — картона и полиэтилена производства ЕС (биржевых товаров) — составляет 70−80% в стоимости упаковки, что прямо противоречит правилу адвалорной доли, на что и обращалось внимание Федеральной таможенной службы РФ.

Правило «адвалорной доли», когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированного предела в цене франко-завод поставляемого товара.

Прямой ущерб бюджету России от таких неправомерных действий ФПГ «Элопак» составляет, только по минимальным оценкам, миллионы (!) евро, которые государство не получает в виде таможенных платежей и налогов.

Если же к этому ещё прибавить постоянно снижающуюся в связи с атакой «Элопака» выручку российских производителей упаковки, и, как следствие, уменьшение их налоговых отчислений в бюджеты разных уровней, то картина становится и вовсе безрадостной…

В случае непринятие мер к тому же резко возрастёт социальная напряжённость на отечественных предприятиях-- производителях упаковки, так как грядёт большое сокращение рабочих мест.

А пока ответов по существу на обращения отечественных производителей ни от ФТС России, ни от ЦТУ ФТС не поступило. Заявителей только информируют о том, что «организовано проведение проверочных мероприятий совершения таможенных операций с вышеуказанными товарами». Напомним, что эта эпопея продолжается уже более (!) года…

Последний ответ Центрального таможенного управления Федеральной таможенной служб, датированный 6 августа 2014 года, вообще говорит о том, что вопрос обоснованности предоставления тарифных преференций на территории России для ФПГ «Элопак» будет решаться на основании неких решений и документов уполномоченных органов Украины.

Интересная получается картина: российские предприниматели в своих обращениях в Федеральную таможенную службу обвиняют финансово-промышленную группу «Элопак» в злоупотреблениях, связанных с нарушением российского таможенного законодательства, и приводят очевидные доказательства и расчёты. А Федеральная таможенная служба в ответ сообщает, что будет выяснять обстоятельства скандала с… уполномоченным органом Украины, выдававшим сертификаты о происхождении товаров!

Проще говоря, российские таможенники предлагают российским производителям, возмущенным фактами недобросовестной конкуренцией со стороны ФПГ «Элопак», которой всячески содействует Украина, принять как истину в последней инстанции… мнение того самого украинского органа, который наши производители прямо подозревают в фальсификации документов!

Остаётся только задать один вопрос: что на самом деле является причиной столь трогательной «любви» российских таможенников к украинскому уполномоченному органу, выдававшему «Элопаку» сертификаты? Откуда такая «чуткость»? И как происходящее соотносится с последними требованиями президента Р. Ф. Владимира Путина в отношении продовольственной безопасности и необходимости совершения экономического рывка в ближайшие два года?

Неутешительные выводы

Действия «Элопака» уже привели к монополизации данного сегмента российского рынка, созданию дискриминационных условий доступа на молочный рынок российским производителям аналогичной упаковки, нарушая тем самым ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Из-за недобросовестной конкуренции перед российскими предприятиями уже стоит вопрос о закрытии производств, что приведет к полному контролю норвежской ФПГ «Элопак» над большей долей социально значимого рынка продовольствия РФ, и, в конечном итоге, поставит под угрозу обеспечение продовольственной безопасности и суверенитета страны.

Вопрос жизнедеятельности сотен молочных комбинатов от Калининграда до Владивостока, обеспечения российских граждан одним из основных продуктов питания, считают российские промышленники, будет зависеть от решений, принимаемых вне России, а именно, в Норвегии, которая, как известно, является членом НАТО…

В заключение остаётся только заметить, что, по всей видимости, подобные схемы игнорирования российского таможенного законодательства действуют не только в отношении упаковки, но и многих других товаров, поступающих с территории Украины. И счёт потерям российского бюджета в таком случае идёт уже не на миллионы, а на сотни миллионов евро…
Автор Центр политического прогнозирования и анализа