Русский ответ испанскому хамону и итальянскому пармезану

Как совершенно справедливо замечают либералы, многим людям не нравится жить в России. При этом отмахнуться от этого факта раздражённой репликой «ну и валите отсюда» — как часто предлагают государственники — плохая идея. Так как проблема и вправду существует: очень многие люди, даже весьма патриотически настроенные, предпочитают Запад России уже на уровне рефлексов, и вынуждены сами себя убеждать в том, что Россия не так уж и плоха.


При этом фактическое положение дел значения не имеет практически никакого — значение имеют те стереотипы, которые прошивались в наших мозгах последние столетия: через книги классиков, голливудские фильмы, глянцевые журналы и туристические проспекты.

Запад очень далеко продвинулся в искусстве правильной упаковки своего товара. Запитый кока-колой сникерс куда как менее вкусен и полезен, нежели нормальный обед в хорошей советской заводской столовой. Однако если красиво упакованными сникерсами и колой мы уже наелись, и фастфуд остаётся привлекательным только для младшего поколения, то вот другие западные мифы — про безмятежную Европу, про американские недосягаемые технологии, про супернадёжные иностранные автомобили — сидят в головах россиян крепче, чем забитые в хорошее дерево гвозди-сотки.

Что надо сделать, чтобы изменить ситуацию?

Прозападные либералы утверждают, будто надо полностью игнорировать имидж и вкладывать все ресурсы в расстановку скамеек по паркам, прокладку велодорожек и в спонсирование правозащитных организаций. Любая попытка сделать хоть что-нибудь имиджевое вызывает немедленный шторм яростного негодования: вспомнить хотя бы Олимпийские игры в Сочи, которые стали главным объектом хорошо скоординированной критики со стороны нашей несистемной оппозиции:

http://ruxpert.ru/Олимпиада_в_Сочи
http://ruxpert.ru/Мифы_об_Олимпиаде_в_Сочи
http://ruxpert.ru/Кампания_против_Олимпиады_в_Сочи

Тем не менее вполне очевидно, что без массированной рекламы и пропаганды ничего крупного в современном мире существовать не может.

Обратите внимание, например, на Google. Казалось бы — огромная корпорация, поисковиком которой пользуется более 1 млрд людей. Однако даже Google не может обойтись без значительных расходов на рекламу: в том числе имиджевую.

Ещё более важна реклама для государств. Тот, кто не хочет кормить свои бренды, будет кормить чужие. И если нашим специалистам не удастся правильно подать русские пельмени, русский квас и русские щи, значит, креативный класс будет с придыханием вздыхать по итальянскому пармезану и испанскому хамону.

В прошлом году мы могли наблюдать на примере Украины, как на людей действует мощная эмоциональная пропаганда. При общении с растерянными украинцами Россия вынуждена была апеллировать к скучным доводам разума: говорить про газ, про кредиты, про цену обещаний европейских политиков, про геополитические интересы США и прочие тоскливые материи.

Противная же сторона даже не заморачивалась ничем подобным: ей было достаточно сказать «ну это же Европа» и с придыханием закатить глаза. Разрекламированный имидж культурной Европы был столь силён, что многим киевлянам этого вполне хватало для того, чтобы отбросить всякие сомнения и побежать прыгать вместе с остальными бедолагами…

Может ли Россия в принципе противопоставить что-нибудь Европе? Есть ли у нас возможность заставить планету кушать костромской сыр и ездить на «Ладе Калине»?

Есть. Но на это потребуются десятилетия упорного и дорогостоящего труда. А вот что мы можем предложить миру прямо сейчас — так это отдушину для тех, кто устал от западного извращённого гедонизма. Образ сильной и здравомыслящей России, которая защищает свою территорию от распространяющегося безумия западной цивилизации.

Самое логичное при этом — опираться на те стереотипы, которые до сих пор сильны и в России и на Западе. Более конкретно — раскручивать наше оружие и наш космос.

Про космос я уже писал вчера — Россия намерена выйти из проекта МКС, закрыв тем самым американцам дорогу на орбиту Земли. Чтобы не повторяться, процитирую chipstone:

http://chipstone.livejournal.com/1233663.html

А вот США сразу попадают в непростую ситуацию. Если они не смогут осуществлять эксплуатацию МКС без нас, это глобальный удар про их репутации. Особенно, если это продолжит делать Россия на «своей территории». С приглашением правильных гостей. Если США срочно начнут разработку программы, чтобы успеть заменить российские корабли до момента умирания МКС, то это потребует столько средств, что экономика просто лопнет.


Сегодня же пришла новость из соседнего сегмента: «Калашников» представил результаты своего ребрендинга. Цитирую «Российскую газету»:

http://www.rg.ru/2014/12/02/reg-pfo/kalashnikov-anons.html

В продуктовом бренде боевого оружия мы переосмыслили и сохранили весь символический капитал имени Калашникова. Сегодня это бренд боевого оружия, чья философия, выраженная в слогане «Оружие мира» / «Protecting peace», легла в основу всех коммуникаций и системы дизайна. Мы позиционируем боевое оружие Калашникова как единственное в мире, обладающее репутационным капиталом со знаком «+», — пояснил один из авторов ребрендинга Александр Кооль.


Помните, как выглядел логотип «Калашникова» раньше? Вот так:

Старый логотип

Цветовая гамма «Пепси-колы», вырвиглазнейший кернинг, общее ощущение любительского и неумелого подхода к делу. Если бы меня спросили, сколько стоит старый логотип, я бы оценил работу студента-дизайнера в один час времени и 300-500 рублей, не больше.

А вот как выглядят новые логотипы:

НЛ_Калашников

НЛ_Байкал

Логотипов теперь четыре — для концерна «Калашников», для боевого оружия, для охотничьего и для спортивного:
Вернёмся теперь к «Южному потоку». Болгарские политики приняли в итоге решение выполнить приказ США и отказаться от русского газа.

Вполне очевидно, что политики несчастных стран Восточной Европы в массе своей — весьма зависимые люди, на большую часть которых в Госдепе США есть какие-то серьёзные подвязки. Тем не менее даже самые послушные Вашингтону политики вынуждены действовать с оглядкой на общественное мнение: в противном случае та же Даля Грибаускайте, которая назвала недавно Россию «террористическим государством», не делала бы громких заявлений, а без лишних разговоров отказалась бы от нашего дешёвого газа, чтобы заменить его дорогим норвежским.

Так вот. Имидж России внутри государства и за рубежом влияет на огромное количество принимаемых разными людьми решений.

Разозлить русского медведя — или не рисковать. Заключить контракт с русскими или заключить контракт с американцами. Купить квартиру в Майами или в Новгороде. Выступить против управляющих Германией американских марионеток или промолчать.

Обратите внимание: мы находимся в гораздо лучшем положении, чем американцы. Американцы суют своих солдат в каждый фильм и каждую компьютерную игру, однако даже у далёких от политики людей американские солдаты давно и прочно ассоциируются с алчными карателями — по типу тех, которые грабили синих индейцев в «Аватаре».

В России ситуация иная. Наши солдаты освободили Европу от Наполеона и от Гитлера, и невозможно найти ни одну страну в мире, в которой ненавидели бы русских «агрессоров» — если не считать бедной Украины, значительная доля населения которой до сих пор думает, будто на Донбассе против киевских войск сражаются не вчерашние украинцы, а исключительно русские «оккупанты».

Даже в Афганистане, в котором наш «ограниченный контингент» находился 10 лет, отношение к русским в целом положительное. Мы имеем возможность опереться на имидж нашего оружия для того, чтобы улучшить репутацию России.

Подведу итог

Что-то сдвинулось с мёртвой точки. Последние дни новости идут одна за другой. МКС, «Южный поток» теперь вот новое лицо «Калашникова»…

Завтра, 4 декабря, президент огласит своё послание Федеральному собранию. Мне почему-то кажется, что нас ждут большие перемены.

 Фриц Моисеевич Морген

Комментариев нет: