Хроника пикирующего аэробуса

Сначала хотел написать о том, как безобразно обстоят дела с безопасностью в пассажирской евроавиации, если покинувший кабину пилот не может вернуться на свое место только потому, что так решил второй пилот (и неважно даже, по каким причинам).

Потом хотел написать о том, до какой степени надо быть моральным уродом чтобы совершать самоубийство на самолете, захватив с собой 150 пассажиров.



Вообще, для этого даже термин есть - "расширенное самоубийство". Это когда самоубийца хочет покинуть мир не в одиночку, а громко хлопнув дверью, захватив с собой еще кого-нибудь. Именно к расширенным самоубийствам обычно относят всякие "шутеры", когда пациент заходит в школу или в офис, из которого был уволен, и расстреливает пару обойм во всех подряд, а последнюю пулю - себе.


Но с шутерами более-менее понятно, а вот когда подобное совершается на самолете - возникает вопрос. Вопрос, как вообще можно лиц, склонных к суициду, да еще и в состоянии депрессии до полетов допускать? Такие вещи на ровном месте не происходят. Расширенные суицидники - это всегда или почти всегда люди с отклонениями. И отклонения у таких людей обычно прослеживаются в течение длительного времени. Чтобы такого человека допустить до полетов... как такое может быть?

И тут у меня возник еще один вопрос:

А было ли на самом деле самоубийство?

Был ли мальчик?

Вчера прочитал у одного из блогеров интересную версию - Андреас Лубитц по этой версии не хотел разбивать самолет, он хотел "изменить мир". Якобы такие слова он сказал кому-то накануне полета. А как мог второй пилот "изменить мир"? Может быть он хотел найти уязвимость в системе безопасности пассажирских авиаперевозок и продемонстрировать ее всем, а потом предложить решение? И стать автором новой системы, которой будут оснащаться все лайнеры будущего? Чтобы на всех Боингах и Аэробусах появилась потом какая-нибудь "кнопка Лубитца"?

Хотел как лучше, а получилось как всегда?
Что-то пошло не по плану? Могло такое быть?

Или может быть он хотел посадить лайнер в горах и показать всем, как это возможно?

В принципе, могло и такое быть.

Во всяком случае, версия неудавшегося эксперимента ничем не хуже версии про самоубийство.

У версии самоубийства есть как минимум два слабых места.

Во-первых, человека с сильными психическими отклонениями не должны были допускать до полетов с самого начала. А он летал уже не первый раз. Это значит, что проходил не одну проверку. И жалоб на него, скорее всего, раньше не поступало, потому что в последние годы во многих авиакомпаниях проходили сокращения и пилотов, имеющих замечания, увольняли первыми.

Во-вторых, версия о "депрессивном суициде" плохо стыкуется с тем, что пилот сознательно заблокировал кабину, когда вышел командир экипажа, а потом еще и удерживал блокировку (если блокировку не подтверждать, то первый пилот мог бы открыть дверь снаружи, это предусмотрено системой). Все говорит о том, что Лубитц действовал достаточно расчетливо и уверенно. Да еще и комиссия по расследованию инцидента сообщила, что на записи зафиксировано "ровное дыхание пилота", то есть он был в сознании и не паниковал.

Вы можете себе представить человека в депрессии, который действует спокойно и решительно? Псих, который действует спокойно и уверенно, как хорошо подготовленный агент разведки на задании - может такое быть?

Всякое бывает, конечно, но не многовато ли странностей с этим суицидом?

Впрочем, версия о неудавшемся эксперименте Андреаса Лубитца тоже имеет один серьезный недостаток. Представьте, что вы рискнули на подобный эксперимент из самых лучших побуждений. Вы не собираетесь никого убивать. Но вдруг что-то пошло не по плану. Эксперимент сорвался. Вы не видите в горах той площадки, на которую собирались посадить самолет, вы не можете посадить его на склон или что еще вы собирались сделать... будет ли у вас ровное дыхание? Вы ничего не скажете в последние секунды? Никакого "черт побери"? Никакого "простите, я не хотел"? Никакого "что же я натворил"? Вот просто так, молча, с ровным дыханием и вмажетесь в скалу?

Ну всякое, конечно, бывает в жизни, но как-то не очень правдоподобно - хоть с экспериментом, хоть с суицидом.

А теперь хотите я выдвину свою версию случившегося?

Начну с наводящих вопросов:

Откуда мы знаем о том, что пилот вышел из кабины и не смог вернуться? Откуда мы знаем, что второй пилот был в кабине один? Не первый, а второй, и вообще один. Откуда мы знаем про "ровное дыхание"?

Все это нам сообщила комиссия.

Кстати, заметьте, как быстро нам все это сообщили. Вот про сбитый над Украиной Боинг нам до сих пор ничего толком не сказали - кто его сбил, чем, почему. Больше полугода изучают что-то и ничего не могут сказать. А тут - через пару суток уже и запись расшифровали и во всем тщательно разобрались. И уверенно говорят, что второй пилот остался в кабине один, заблокировал ее и совершил суицид на самолете.

Круто, да?

А почему бы не рассмотреть, например, версию о том, что первый пилот вышел, а в кабину проник террорист, убил второго пилота и разбил самолет?

Нет, я не настаиваю на версии про террориста, мне интересно другое - почему эту версию сразу отбросили и уверенно заявили про самоубийство Лубитца?

А главное - так быстро.

Это же надо было найти "черный ящик", расшифровать его, потом комиссия должна была изучить каждую секунду записи, проверить все технические параметры и прийти к единому и однозначному мнению, что имел место суицид и только суицид. Не теракт, не захват, не авария, не разгерметизация, не блокировка двери в кабину из-за какого-нибудь сбоя... а суицид, только суицид и ничего кроме суицида.

И вот все это - все расшифровки, проверки, изучение всех обстоятельств происшествия - все за пару суток, включая поиск "черных ящиков" в труднодоступном месте на склоне Альп.

Догадываетесь, к чему я веду?

Был ли мальчик? Был ли суицид?

Может быть все гораздо проще?

Лайнер упал в результате технической неисправности. Отказ двигателей или топливной системы, пожар, что-нибудь еще. А виноваты в катастрофе - либо авиакомпания, либо аэропорт отправления, где нарушили регламент, на чем-то сэкономили, что-то не проверили, что-то вовремя не заменили. И тут виновные в катастрофе - настоящие виновные, которые не погибли при падении лайнера, а остались на земле - поняли, что намечается изрядный скандал, включающий запрет полетов, огромные штрафы, убытки, разборки и в конечном итоге суд.

А владелец разбившегося лайнера - Germanwings. Для справки, это дочерняя авиакомпания немеццой Lufthansa. А Lufthansa - это очень серьезная фирма.

И вот, чтобы в скандал не оказалась втянута Lufthansa, которая создала Germanwings чтобы подрабатывать на малобюджетных перевозках, при которых экономится на всем, включая безопасность, что возможно и стало причиной катастрофы - вот для этого и была сформирована версия о пилоте-самоубийце.

Потому что если катастрофа действительно была вызвана экономией на обслуживании лайнера или запчастях - это скорее всего система. И система эта скорее всего создана преднамеренно, с целью получить прибыль. И не руководство Germanwings эту систему придумало, а руководство Lufthansa, которое создало Germanwings как раз для того, чтобы там экономили на всем. Правила Lufthansa, скорее всего, не позволяют жестко экономить на обслуживании, что делает эконом-рейсы нерентабельными, поэтому и создали Germanwings, которая будет более "либерально" относиться к подготовке и обслуживанию авиапарка и приносить доход. И она приносила доход. Но этот доход закончился вхождением лайнера в гору.

А отвечать за решение сэкономить на безопасности теперь не хочется никому.

И вообще, образ немецкой надежности можен пострадать, а это уже не шуточки, это "немецкое всё".

Вот и решили какие-то влиятельные люди из европейского авиаруководства, что лучше списать все на пилота-самоубийцу, чем втягивать в разборки немцев и Lufthansa. А что? Пилоту уже все равно, он не возразит.

И общественность поймет. Человеческий фактор, ничего не поделаешь. Плоть слаба. Это немецкая техника безотказна, работает как часы. Немецкие авиакомпании - пунктуальны и непогрешимы. А пилот, хоть и немецкий, но все-таки человек.

И вообще, в Европе принято с пониманием относиться к скорбным головой. Толерантность. Политкорректность. Больных нельзя ругать.

Это европейские стандарты идеальны, как и немецкая техника. А люди полны недостатков и нельзя их за это слишком строго судить.

Европейцы скорее отнесутся с пониманием к психическому нездоровью пилота, чем к сбою к системе управления авиаперевозками и ненадежности немецких компаний.

... подумалось мне так.

Может быть, конечно, и не так все было, может быть и правда Лубитц был изощренным самоубийцей, но мы этого все равно доподлинно уже не узнаем. Потому что записи с "черных ящиков" мы сами не слышали, да и в салоне А320 во время катастрофы тоже, к счастью, не находились. А правду ли нам сказали про пилота-самоубийцу или нет - можем только гадать.

Можем гадать и прикидывать вероятность того или другого варианта.

Но мне почему-то кажется, что вероятность технической неисправности в результате экономии на обслуживании авиапарка, которую решили прикрыть версией про суицид - больше, чем вероятность пилота-маньяка, психа и экспериментатора, странностей которого никто до полета не замечал, а он вдруг взял и твердой рукой повел самолет "в гору", при этом "ровно дышал", а после катастрофы комиссия за считанные часы во всем этом однозначно разобралась...

 Alex Rusin

4 комментария:

  1. Анонимныймарта 29, 2015

    Всем может быть.....Но кому нужна правда ?....Сейчас делают такую правду - какая выгодна кому то...

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимныймарта 29, 2015

    Автор статьи, по всей видимости, прав лишь в утверждении о "липовости" версии с пилотом-самоубийцем. Во всём остальном - противоречит сам себе, особенно, когда рассуждает о техническом обслуживании лайнеров, как будто у каждой компании свои правила! Может автору следует почитать как проходит ТО автомобилей в Германии? А здесь ТО самолётов! Немцами! Может прежде, чем так поверхностно рассуждать, лучше почитать серьёзную литературу, тем более, что на некоторых сайтах приведена куда более аргументированная информация по крушению этого самолета?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимныймарта 30, 2015

      В ЛИТЕРАТУРЕ, ВАМ НИКТО НЕ НАПИШЕТ, ЧТО НУЖНО ЭКОНОМИТЬ НА ЗАПЧАСТЯХ И НЕ ОЧЕНЬ ОБРАЩАТЬ НА МЕЛКИЕ НЕДОСТАТКИ, А ТЕМ БОЛЕЕ, ЧТО НЕ ФАМА ФИРМА, А ЕЕ ДОЧЕРНЕЕ ОТВЕТВЛЕНИЕ, ЗАЧЕМ ФИРМЕ СОЗДАВАТЬ ПОДФИРМЫ, ПОДПОДФИРМОЧКИ И ТАК ДАЛЕЕ

      Удалить
  3. Анонимныймарта 30, 2015

    НЕ НАДО ТАК КРИЧАТЬ, И ТАК СЛЫШНО! Это не заменит аргументированность! Которая в данном случае стремится к нулю... Согласно логике автора, лоукосты должны падать гораздо чаще самолётов других авиакомпаний, и "на авось" - национальная черта немцев... ага...

    ОтветитьУдалить