Великая валютная война

Великая валютная война не только не ослабевает, но и продолжает бушевать все более активно. Одним из ожидаемых в недалекой перспективе шагов Европейского центрального банка может стать понижение ставки по депозитам в Еврозоне до -3%. Например, в той же Дании ставка уже равна -0,75%, сперва уйдя в отрицательную зону, а затем сделав несколько последовательных шагов к этой отметке. И все это в этом году.


С учетом того, что никогда не стоит останавливаться на достигнутом, еще более низкие процентные ставки по средствам клиентов в банках являются более чем вероятными. К тому же масла в огонь добавляют американцы, также начиная переводить ставки по клиентским депозитам в область отрицательных значений. Пока это еще не Федеральный резерв, а отдельные коммерческие банки, но здесь главное начать.

На смену программам «количественного смягчения», а точнее в дополнение к ним началась глобальная волна понижения процентных ставок по депозитам. Если ЕЦБ, у которого остается достаточно скромный инструментарий для ведения валютных войн со своими партнерами, действительно решится на столь резкий шаг, то, по оценкам банка JPMorgan, возможно, что американская валюта в 2015 году может достичь паритета с валютой европейской.

Подобные валютные войны и гонка ко дну у многих не вызывают особенного оптимизма. В качестве самого свежего примера в стремлении избежать негативных последствий для своей экономики можно привести Казахстан, центральный банк которого объявил о своих планах по дедолларизации своей экономики к концу 2016 года. Одна из основных целей этого процесса заключается в том, чтобы избежать макроэкономической нестабильности, которую провоцирует современное поведение американской и по совместительству мировой резервной валюты.

Но если различные страны и их центральные банки обеспокоены создавшимся положением и стремятся по возможности минимизировать потенциальный ущерб от нынешних валютных войн, то для обычных людей подобная проблема является еще более актуальной. У них нет возможности печатать свою собственную валюту и/или собирать налоги с других. К тому же ухудшение экономической ситуации по всему миру ставит все больше вопросов о перспективах пенсионного обеспечения населения. Власти различных стран либо начинают разговоры о повышении пенсионного возраста и урезании пенсий, либо уже перешли к активным шагам в этом направлении. Можно сказать, что власти фактически развернули глобальную войну против пенсионеров. Поэтому расчет на будущую пенсию ныне работающей части населения становится все более эфемерным, а вопрос о защите имеющихся сбережений у обычных людей становится чем дальше, тем все более актуальным.

«Жизнь в новой реальности»

Новая реальность с каждым днем становится все более и более, скажем мягко, удивительной, если смотреть на нее с позиций обычного здравого смысла. Если отрицательные ставки по клиентским депозитам воспринимались как некая странность в финансово-экономической жизни Запада, то с успехом размещенные под -0,8% годовых 5-летние государственные облигации ФРГ на общую сумму в 3 миллиарда евро воспринимаются как подтверждение этой новой экономической реальности на государственном уровне. Теперь граждане и организации должны платить властям страны за привилегию, что оно будет хранить и пользоваться их средствами. То, что это не имеет никакого экономического смысла для владельцев средств и представляет интерес только для спекулянтов, рассчитывающих перепродать эти якобы ценные бумаги по более высокой цене, как-то теряется из виду.

Наверняка вслед за немцами потянутся и их младшие партнеры по еврозоне вроде Франции, Бельгии, Финляндии, Голландии и Австрии. Более чем вероятно, что этот опыт сочтут интересным и другие страны Евросоюза вроде Дании, Швеции или Швейцарии. Так что первый шаг сделан, ждем следующих, тем более что Европа пришла на смену Америке, запустив свой печатный станок и пообещав выкупать облигаций на 60 миллионов евро каждый месяц.

Неудивительно, что в таких условиях различные эксперты и аналитики ожидают дальнейшего роста американского фондового рынка. То, что он давно оторвался от объективной экономической реальности, никого из игроков особенно не смущает. Главное, чтобы рынок рос, и текущее снижение индексов не воспринимается ими серьезно, как возможная смена тенденции, а рассматривается в качестве некоей локальной коррекции на продолжающем расти «бычьем» рынке. Есть лишь одна довольно существенная проблема. Самый впечатляющий рост в свое время демонстрировал фондовый рынок Германии. Это было в 1921 – 1923 годах во времена Веймарской республики. Финал известен. И бумажная марка, и немецкий фондовый рынок лопнули.

Современная американская валюта ничем не отличается от бумажной марки Веймарской республики. Она такая же бумажная и ничем не обеспеченная. Фондовый рынок США, с одной стороны, существенно больше немецкого начала 1920-ых годов, и на нем присутствуют финансовые инструменты, которых тогда еще не было. Но это делает ситуацию лишь хуже, поскольку фондовый рынок оказывается гораздо менее стабильным и подверженным дополнительным новым рискам, которых тогда еще не существовало. Поэтому, если история нас чему-то учит, можно с большой долей вероятности говорить о том, что крах фондового рынка на этот раз может быть гораздо более масштабным и разрушительным по своим последствиям, чем это было без малого 95 лет назад. Вопрос лишь в том, что послужит или уже послужило спусковым крючком этого события.

Материал

Комментариев нет: