Польша: «Ночные волки» уже завоевали страну

Чем живет Польша: правительство воюет с «российской угрозой на мотоциклах», «смоленская секта» не верит стенограммам, а политики заботятся только о своих карманах

Совершенно неожиданно событием номер один минувшей недели в Польше стал планируемый мотоциклистами из клуба «Ночные волки» мотопробег по трассе Москва-Берлин, посвященный Дню Победы и транзитом проходящий также через Польшу.


Это — казалось бы — невинное и не столь значимое в масштабе страны событие стало в восприятии польских властей и припевающих им средств массовой информации чуть ли не живым проявлением «российской агрессии», которую они так долго и внимательно высматривали на горизонте. Однако настоящая война с Россией, к которой польские власти интенсивно готовятся, в частности, направляя все новые средства на, как они говорят, «довооружение армии» почему-то не приходит. Поэтому символом этой невидимой войны стало нашествие «Ночных волков». Решительно отодвинуло оно на второй план даже по-прежнему скучноватую предвыборную кампанию (напомним: уже 10 мая в Польше пройдут президентские выборы).

Начало российской агрессии?

Короткая, но интенсивная история «Ночных волков» в Польше прокатилась по информационному пространству, как снежный ком. Сначала она лишь мелькнула как второстепенная новость, скорее как любопытная деталь, связанная с тем, как «они там, в России, празднуют День Победы».
Некоторое время польские СМИ нагнетали вокруг этой инициативы враждебную атмосферу, и уже на следующий день мотопробег байкеров из России стал темой дня в главных выпусках новостей всех телевизионных станций. Затем о теме мотопробега вынуждены были высказываться политики самого высокого ранга.

С особой яростью «Ночных волков» атаковало польское издание американского еженедельника «Newsweek». Редакция била в колокол тревоги: «Мотоциклисты Путина приедут в Польшу!». «Это банда мотоциклистов, любимцев Путина, которая образцом считает Сталина», — разъяснялось читателям. Тревожным вопросам и твердым призывам не было конца: «Является ли их поездка через Польшу предупреждением для поляков или также началом российской агрессии? Мы надеемся, что мотоциклистская братва, независимо от клубной принадлежности, покажет им, где их место. Мы не позволим запугать себя! Заблокировать их проезд через Польшу! Они не имеют права пересечь польскую границу!».

Никто даже из известных российских политиков не заслужил себе такой чести, чтобы польские СМИ так подробно занялись их биографиями, как это сделали они с представлением жизненной позиции лидера «Ночных волков» Александра «Хирурга» Залдостанова — «патриотизм, понимаемый как империализм, является одним из главных принципов банды, поэтому ее члены пользуются признанием президента России».

Вопросом проезда через Польшу российских байкеров занялась даже премьер Ева Копач. Она без обиняков назвала эту поездку «провокацией», подчеркнула, что «правительство все время думает, что делать с этой ситуацией», а на вопрос журналиста, будут ли «Ночные волки» задержаны на границе, заявила: «Окончательное решение примет таможенник, пропускающий их на территорию страны». И пригрозила: «Если это могло бы привести к нарушению нашей безопасности, создать для поляков неприятности, для этого есть право, чтобы им пользоваться».

Однако многие поляки выступили наперекор всей этой истерической шумихе. Особой смелостью отличился, например, один из польских мотоциклистов, который не побоялся перед камерами центрального телевидения заявить, что в российском мотопробеге видит положительные стороны, что всегда во время Катыньских мотопробегов, в которых он участвует, встречался с доброжелательностью российских коллег и их помощью в случае поломок мотоциклов и не только. Поэтому — как заявил — сейчас он присоединится к их мотопробегу, тем более, что его цель благородна. В то же время на минувшей неделе польские политические круги в очередной раз показали, что для них означает Победа. Правящая «Гражданская платформа» внесла в парламент законопроект, которым будет отменен Национальный праздник победы и свободы 9 мая (который — добавим — и так уже много лет никто в Польше официально не празднует, и никогда не был он выходным днем). Председатель клуба партии в Сейме подчеркнул, что «вторая часть этого названия — это абсурд, потому что свободы вместе с окончанием Второй мировой войны мы не получили». Ранее аналогичный законопроект подготовила также главная оппозиционная сила, партия «Право и справедливость», известная своей крайней русофобией. На этот раз вымазыванием Дня Победы из польского календаря и памяти поляков занялась «европейская и цивилизованная» «Гражданская платформа».

Сражаясь с не приехавшими еще в Польшу «Ночными волками», польское правительство не забывает о подготовке к отражению «настоящей российской агрессии». В экспресс-темпе, до конца июня этого года, вдоль 200-километровой границы Польши с Калининградской областью будет построено шесть наблюдательных вышек погранвойск. Высота каждой из них составит от 35 до 50 метров, будут они оборудованы специальными наблюдательными устройствами, позволяющими контролировать границу 24 часа в сутки. Эта электронная «стена» стоит 14 млн злотых (около 3,7 млн долларов), а 75% этой суммы заплатит Фонд внешних границ Евросоюза.

Пилоты без лицензии и опыта

На прошедшей неделе не смолкало эхо горячих споров вокруг смоленской катастрофы (напомним: 10 апреля 2010 года в крушении президентского самолета под Смоленском погибла вся официальная делегация во главе с президентом Лехом Качиньским, состоявшая из 96 человек и летевшая на торжества в Катыни). В канун пятой годовщины этой трагедии достоянием гласности стали новые стенограммы записей разговоров в кабине пилотов, полученных из «черных ящиков» президентского Ту-154M. В частности, очень красочно показали они обстановку на борту самолета: в кабине пилотов царила громкая суматоха, вызванная посторонними лицами, попивали они… пиво, а главнокомандующий польскими ВВС решительно давил на экипаж, чтобы он произвел посадку любой ценой, несмотря на крайне сложные погодные условия (мы подробно писали об этом неделю назад).

В минувшую среду из варшавской военной прокуратуры вытекли очередные экспертизы, и в очередной раз стали они шоком для членов «смоленской секты» (так поляки называют сторонников «теории покушения» на президента и «руки Москвы» в этом злодеянии). Главный вывод экспертов: 10 апреля 2010 года экипаж нельзя было допустить к полету. Действие летной лицензии капитана было приостановлено, второй пилот имел минимальный опыт полетов на Ту-154 (всего лишь три полета), навигатор также не провел в воздухе на Ту-154 ни одной минуты. Эксперты подытожили: из всего экипажа только бортовой техник имел право находиться в тот трагический день на борту президентского самолета и участвовать в его пилотировании. Новые документы, конечно, не привели к смене видения причин катастрофы ни со стороны Ярослава Качиньского, брата-близнеца погибшего в катастрофе президента, лидера главной оппозиционной партии «Право и справедливость», ни со стороны многих тысяч членов его «смоленской секты», которые пятилетие катастрофы отметили маршем по центральным улицам Варшавы под лозунгами «Это было покушение». Поэтому на опубликованные новые стенограммы партия «Право и справедливость» прореагировала уведомлением прокуратуры о двойном преступлении: во-первых, стенограммы — по мнению партийных лидеров — незаконным путем попали в руки журналистов, а во-вторых, по их словам, эти стенограммы были подделаны, и прокуратура использует эти подделки в своем следствии. В свою очередь для поляков, которые эмоционально не связаны со смоленской катастрофой и не верят в «теорию покушения», шоком стало сделанное на минувшей неделе открытие любопытных журналистов о том, что городской бюджет Варшавы намерен заплатить не только за сам памятник погибших под Смоленском, но ему придется также выплатить компенсацию наследникам собственника земельного участка, который в социалистическом прошлом был национализирован и на котором сейчас планируется установка памятника. А сумма это не малая: 5 млн злотых (около 1,3 млн долларов). Такие расходы на памятник с самом центре польской столицы (сторонники «смоленской секты» требовали его установки непосредственно у Президентского дворца, в конце концов после многочисленных споров было выбрано место неподалеку от него) раздражают ее жителей — особенно, если, например, учесть, что 6-километровую вторую линию метро с 7 станциями Варшава строила почти 5 лет.

Молодежь против политиков

Громким хохотом прореагировали многие поляки на результаты конкурса на должность председателя Учреждения социального страхования — государственного монстра, дающего занятие армии бюрократов и собирающего со всех работающих и ведущих свой бизнес поляков обязательные взносы пенсионного и медицинского обеспечения. Через сито письменных тестов, которые были анонимны, из более десятка кандидатов успешно прорвалась лишь одна кандидатка.

Оказалось, что это никому неизвестная и — что самое главное — без каких-либо полезных политических или родственных связей 31-летняя кандидат юридических наук, специалистка по вопросам трудового права и как раз социального обеспечения. Она написала около 200 статей по этой тематике и даже две книги. Ее диссертация (несколько сотен страниц) была посвящена именно вопросам деятельности Учреждения социального страхования. Она смело предупреждала: «Выбор меня на этот пост — большой риск для политиков. Не знаю, какие тайны я найду в шкафах учреждения. Но если найду, предам их гласности. Никакой грязи на себя не возьму». И вдруг оказалось, что на последней прямой она… не прошла собеседования, поскольку ей не хватило опыта. В свете такой откровенной и почти нескрываемой политизации жизни в стране не удивляют результаты последнего опроса общественного мнения среди польской молодежи. Показал он самый низкий в новейшей истории Польши уровень заинтересованности молодых людей политикой и самый высокий уровень разочарования политиками. 92% выпускников средних школ считает, что политики не заботятся о государстве, а реализуют исключительно собственные интересы. 78% из них утверждает, что не имеет влияния на то, что делает правительство, и «чувствует себя в собственном государстве предметом, а не субъектом политики». По мнению 70% молодых людей, демократия в Польше функционирует плохо, а 75% из них считает, что дела идут в плохом направлении.


Александр Шторм

Комментариев нет: