Абажур и жизнь в чужой коже

Главной темой в соцмедиа в последние дни стала антисемитская колонка Скойбеда в «Комсомолке»: «Порою жалеешь, что из предков сегодняшних либералов нацисты не наделали абажуров». Если абстрагироваться от этого ненавистничества, то стоит признать: в Европе изделиям из человеческой кожи – сотни лет, и в их основе лежало не политическое, а эстетическое.


Статья авторства Ульяны Скойбеда была опубликована на сайте «Комсомолки» 13 мая. В ней автор рассуждает о словах Гозмана (праволиберального политика и заместителя Чубайса в РОСНАНО) в адрес недавно вышедшего на телеканале «Россия» сериала «Смерть шпионам. Лисья нора» о буднях специального контрразведывательного подразделения времен Великой Отечественной войны. В своем блоге на радиостанции «Эхо Москвы» он написал, что слово «СМЕРШ» должно стоять в одном ряду со словами «СС», НКВД и «гестапо».

Тут же Скойбеда посетовала про «абажуры из либералов», которые стоило бы сделать.
Статья и Гозмана, и Скойбеда вызвала ажиотаж у публики из соцсетей и интернет-СМИ. Отреагировали на скандал и власти: Роскомнадзор вынес письменное предупреждение сайту газеты «Комсомольская правда» в связи с публикацией материала о Леониде Гозмане и контрразведке СМЕРШ.

Оставим двух членов провластных структур разбираться друг с другом, а мы лучше проведём краткий экскурс в «изделия из человеческой кожи», о которых идёт речь в статье Скойбеда.
Развенчиваем главный миф: в качестве сырья для абажуров и прочих изделий в нацистской Германии выступали не евреи, а люди с «особенной кожей» – в основном татуированной или «красивым оттенком». Разумеется, евреи в этот список попасть тоже могли, но на практике 90% людей, с которых сдиралась кожа, были представителями криминального мира, цыгане и моряки, попавшие в концлагерь. Именно они в основном и наносили татуировки в первой половине ХХ века.

Самая известная «кожаная мастерская» находилась в концлагере Бухенвальд, а заведовала ей Ильза Кох, супруга коменданта этого филиала ада на земле.
Её прозвали «мадам абажур». Она использовала выделанную кожу убитых мужчин для создания разнообразной домашней утвари. Особенно Ильзе нравились абажуры.


(Ильза Кох)
Тела, имеющие «художественную ценность», доставляли в патологоанатомическую лабораторию, где их обрабатывали спиртом и аккуратно сдирали кожу. Затем ее высушивали, смазывали растительным маслом и упаковывали в специальные пакеты.

А Ильза тем временем совершенствовала свое мастерство. Из кожи заключенных она стала шить перчатки и ажурное нижнее белье.

Оказалось, что даже для СС это было слишком. Это «ремесло» не осталось не замеченным властями. В конце 1941 года супруги Кох предстали перед судом СС в Касселе по обвинению в «чрезмерной жестокости и моральном разложении». Однако садистам удалось избежать наказания. Суд решил, что они стали жертвой оговора со стороны недоброжелателей.

Мастерская в Бухенвальде заработала на полную мощность. Открытки из кожи военнопленных (около 3600 шт.), сумочки и портмоне, заколки, бельё и перчатки, а так же кожаные переплеты для книг – далеко не полный перечень такой продукции. Многие ее подруги, жены военных делали заказы и с удовольствием приобретали изделия из коллекции фрау Ильзы.

После окончания войны комендант концлагеря Бухенвальд был казнён, а его жена покончила с собой в тюрьме в 1967 году.

Но и нацисты не были первопроходцами в деле использования человеческой кожи для поделок. Веком-двумя ранее такое ремесло считалось обыденным. Не видели ничего зазорного в изделиях из человеческой и простые люди.

К примеру, американский убийца и грабитель Джеймс Аллен не только написал мемуары о своей преступной жизни, но и завещал переплести их в его кожу, а затем подарить Джону Фенно, ограбленному им однажды. Аллена казнили в 1837 году в штате Массачусетс. Его мемуары и сейчас хранятся в бостонской библиотеке городского научного общества «Атениум». Там же хранится книга, переплет которой изготовлен из кожи Джорджа Уолтона – одного из основателей США, подписавшего декларацию о независимости от штата Джорджия.

Часто для переплётов использовали кожу осужденных на смерть. Поскольку смертники не имели уже никаких прав, с их телами можно было делать всё, что угодно. Например, такие переплеты вошли в моду во Франции конца XVIII века, ознаменовавшегося революцией 1789 года. Неугодных аристократов пускали на обложки, словно призывая их таким образом искупить свою вину перед государством и получить последнюю возможность стать для него полезным. Из кожи одного такого неугодного даже сделали переплёт первой конституции молодой французской республики.

Получается, символы государственности двух могущественных стран – США и Франции – основаны на изделиях из человеческой кожи: из них сделаны местные Конституции.
Ниже представлены изделия из человеческой кожи, в основном – из мастерской Ильзы Кох, а также её предшественников из США и Франции:











отсюда

Комментариев нет: