Тяжелая жизнь диссидента

Знаете, кто это на фото? Это великий поэт и нобелевский лауреат Иосиф Броццке пишет новое стихотворение. Фото из архива Мичиганского университета, 80-е годы.

Все знают, что Иосиф Александрович «Броццке» Бродский писал стихи. А вот что не все знают — так это то, что в 15 лет его выперли из школы за паталогическую неуспеваемость и раздолбайство. Из советской школы, где за уши тянули даже законченных дебилов. Он три года сидел в седьмом классе, сменил несколько школ, с трудом переполз в восьмой класс — и на этом его стремление к знаниям закончилось. Броццке пытался поступить в школу подводников (ПТУ), но не был принят. Пытался работать подсобником фрезеровщика на заводе «Арсенал» — но и оттуда его выперли. С тех пор тунеядствовал, тусуясь в кругах богемы. Временами числился истопником в котельной, матросом на маяке, подрабатывал сезонником в экспедициях.



Во время поездки в Самарканд в декабре 1960 года Бродский и его друг, бывший лётчик Олег Шахматов, рассматривали план захвата самолёта, чтобы улететь за границу. Но что-то не срослось. Позднее Шахматов был арестован за незаконное хранение оружия и сообщил в КГБ об этом плане, а также о другом своем друге, Александре Уманском, и его «антисоветской» рукописи, которую Шахматов и Броццке пытались передать якобы «случайно встреченному» американцу.

В 1964 году Броццке был арестован и приговорен к пяти годам ссылки за «тунеядство», жил в деревне в Архангельской области, но уже через год освобожден и от этого. Продолжил тунеядствовать до 1972 года, когда свалил в США. Характерна стенограмма с этого суда:

    Судья: Ваш трудовой стаж?
    Бродский: Примерно…
    Судья: Нас не интересует «примерно»!
    Бродский: Пять лет.
    Судья: Где вы работали?
    Бродский: На заводе. В геологических партиях…
    Судья: Сколько вы работали на заводе?
    Бродский: Год.
    Судья: Кем?
    Бродский: Фрезеровщиком. [наврал]
    Судья: А вообще какая ваша специальность?
    Бродский: Поэт, поэт-переводчик.
    Судья: А кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?
    Бродский: Никто. А кто причислил меня к роду человеческому?
    Судья: А вы учились этому?
    Бродский: Чему?
    Судья: Чтобы быть поэтом? Не пытались кончить вуз, где готовят… где учат…
    Бродский: Я не думал… я не думал, что это даётся образованием.
    Судья: А чем же?
    Бродский: Я думаю, это… (растерянно) от Бога…


4 июня 1972 года лишенный советского гражданства Броццке вылетел из Ленинграда по предписанному еврейской эмиграции маршруту в Вену, но волшебным образом оказался в США, в Мичигане. В США этого «борца с режимом», даже не закончившего школу, пристроили на профессорские должности в общей сложности в шести американских и британских университетах, в том числе в Колумбийском и в Нью-Йоркском. Он преподавал историю русской литературы, русскую и мировую поэзию, теорию стиха и так далее. А чтобы никто не сомневался в качествах преподавания — ему спроворили Нобелевку по литературе. Лев Лосев вспоминает:

    «Преподавал» в его случае нуждается в пояснениях. Ибо то, что он делал, было мало похоже на то, что делали его университетские коллеги, в том числе и поэты. Прежде всего, он просто не знал, как «преподают». Собственного опыта у него в этом деле не было… Каждый год он на протяжении двенадцати недель появлялся перед группой молодых американцев и говорил с ними о поэзии… Как назывался курс, было не так уж важно: все его уроки были уроками медленного чтения поэтического текста…

Ну вы поняли — это была синекура, чтобы платить «борцу с СССР» деньги на жизнь и создавать иллюзию его весомости, успеха в США.

О его реальной весомости говорит простой факт: как только СССР развалился — его выпнули со всех должностей во всех университетах. Броццке перестал быть нужен Госдепу, а университетам он не был нужен никогда.

В 1995 году Броццке присвоено звание почётного гражданина Санкт-Петербурга. Последовали приглашения вернуться на родину. Понятно, что такое развитие событий не устроило Госдеп, и утром 1996 года Броццке нашли в кабинете мертвым.

В общем, ничто не ново в этом мире. Вот и Березовский тоже нашелся в душике, как только в Россию засобирался.

4 комментария:

  1. Анонимныйавгуста 16, 2015

    Жалкое, злобное насекомое! Небось всю жизнь ждал заветного этого часа? И вот оно свершилось! Аж попукивая и повизгивая взахлеб от злобного восторга выплеснул, таки, ушат с помоями на поэта. Одноклеточное! Ты так и не въехал, что для Людей совсем не важно был ли гомосеком Чайковский, был ли подонком Франсуа Вийон или, скажем Есенин – алкоголиком… Это совсем не важно, неинтересно и никак не отразилось на их святом творчестве. «Актеры, музыканты и поэты - целители усталых наших душ!...» Попробуй хотя бы просто задуматься над этим, амёба. Попробуй, если сможешь, мелкий ты пакостник…

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимныйавгуста 16, 2015

      Неплохо бы,если бы Ваш коммент прочитал именно автор этого пасквиля -ссылка на оригинал:
      http://goo.gl/tdUCyI

      Удалить
  2. Анонимныйавгуста 16, 2015

    Благодарю за помощь в поисках автора. Уже отослал по указанному адресу, в собственные руки. Хотя, уверен, все это напрасно. Непрошибаемый графоман этот Proper, готовый экспонат для Паноптикума

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимныйавгуста 16, 2015

      Признаюсь,я и сам пытался перепостить Ваш коммент на сайте автора,но технически это оказалось невозможно: я не был там зареган,и комментировать не мог. Ради этого случая я зарегался,но,как для новичка,мои комменты пока попадают на модерацию,т.е.,как я понял,именно к этому самому автору-понятно,что шансов у меня не было никаких. Добавлю лишь,что дело здесь,для меня,во всяком случае,не в самом Бродском(я,мягко говоря,как минимум,индеферентен к нему),а в самом смысле Вашего коммента-я полностью согласен с Вами. Замечу еще,я немало удивлен тем,что Ваш коммент опубликован и "живет"-судя по всему,контингент там такой,что автор без опаски оставил Ваш коммент,будучи уверенным во всеобщем "одобрямс" его позиции.Кстати,любопытно было бы знать,Вы сами изменили последнюю фразу коммента здесь,или это уже сам Proper? Успехов Вам,Normann.

      Удалить