Новейший ЗРК С-350 «Витязь»


С-350 Витязь
Российский зенитный ракетный комплекс (ЗРК) С-350 «Витязь» был прогнозируемым обновлением в отечественной системе ПВО среднего радиуса. Новый комплекс в армии ждали, ведь предшественник, ЗРК С-300, заступил на боевое дежурство еще в 1994 году. И хотя «трехсотка» еще вполне удовлетворяет потребности военного ведомства в охране воздушных рубежей, замена ей уже необходима.


Американцы тут же записали новый комплекс в черный список так называемых ассиметричных ответов России и расценили его как новую угрозу национальной безопасности США. Ну, тут как хочешь называй последовательное перевооружение Российской армии, но факт бесспорный: «Витязь» способен стать полноценным компонентом российской ПРО. Как говорится, мимо него даже мышь не проскочит.

«Зенитная ракетная система средней дальности С-350 „Витязь“ начнет поступать на вооружение ВКС уже в текущем году, — говорит заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии при президенте России Олег Бочкарев. — Комплекс получился просто великолепным, с потрясающими характеристиками. Потребовалось какое-то время на его доработку, но конечный результат откровенно порадовал. Надеюсь, что „Витязь“ по достоинству оценят и в войсках».

А оценивать действительно есть что. Начнем с того, что одна пусковая установка комплекса «Витязь» способна разместить 12 ракет, против 4 на С-300, — скорострельность с таким количеством «стволов» увеличится в три раза. Также ЗРК оснащен расширенным количеством целевых каналов, что позволяет обстреливать больше целей одновременно. Сам комплекс представляет собой самоходную пусковую установку, работающую совместно с всеракурсным неподвижным радаром с электронным сканированием пространства и командным пунктом на базе того же шасси.
С-350 Витязь
ЗРК С-350 «Витязь» предназначен для обороны административных, промышленных и военных объектов от массированных ударов современных и перспективных средств воздушного нападения. Он способен одновременно отражать удары различных средств воздушного нападения вкруговую во всем диапазоне высот их полета — от предельно малых до больших.

С-350 может работать автономно, а также в составе группировок ПВО при управлении от вышестоящих командных пунктов. Боевая работа системы ведется полностью автоматически — боевой расчёт обеспечивает только подготовку к работе и контролирует ход боевых действий.

Из прочих ТТХ можно отметить, что максимальное количество одновременно обстреливаемых целей составляет 16 аэродинамических и 12 баллистических объектов воздушного поражения, которые сбиваются на дальности до 60 километров и по потолку в 30 километров. Любая низколетящая цель «цепляется» комплексом практически у самой земли, в десяти метрах от поверхности, что позволяет эффективно сбивать крылатые ракеты и вертолеты. При этом максимальное количество одновременно наводимых ракет составляет 32 штуки, что позволяет одним комплексом сбить все неприятельские летающие в воздухе объекты в радиусе более ста километров.

ЗРК С-350 «Витязь» состоит из трех мобильных модулей на колесных шасси — пункта боевого управления, двух многопрофильных РЛС и восьми самоходных пусковых установок. Время разворачивания с марша к боевому применению составляет всего пять минут: как говорится, с ходу в бой.
mnogofunkcionalnyy-radiolokator-50n6e
В комплексе используются два типа ракет — малой и средней дальности. Первая, 9М100, оснащена инфракрасной головкой самонаведения и не просто разрушает воздушные цели, но и подрывает их боевую часть. Вторая, 9М96, оснащенная «интеллектуальной» боевой частью, обеспечивает поражение как современных, так и перспективных средств воздушного нападения в широком диапазоне их боевого применения — от крылатых ракет и истребителей, до баллистических ракет и стратегических бомбардировщиков.

«Головка самонаведения, установленная на эти ракеты, обеспечивает либо прямое попадание в объект атаки, либо сближение в радиусе поражения боевой части, — говорит председатель военно-технической комиссии „Алмаз-Антей“ Александр Горьков. — Оборудованные головками самонаведения ракеты способны „видеть“ подсвеченную носителем цель и самостоятельно наводиться на нее. Вмешательство человека — оператора командного пункта, здесь уже не требуется. Ракета сама достигнет цели и выполнит свое предназначение».

Помимо упомянутых особенностей, ЗРК С-350 «Витязь» в отличие от базовой модели С-300 является комплексом исключительно средней дальности, созданным для замены сразу двух оружейных систем, стоящих на вооружении ВКС, а именно С-300ПМ и «Бук-М1-2». Данное обстоятельство обусловлено тем, что и С-300, и «Бук» не только устарели морально, но и выполняли практические схожие функции. Отличие было лишь в том, что последние (и С-300В) являлись в первую очередь средствами армейской ПВО, а комплексы С-300ПМ составляли основу войск ПВО, вошедших сейчас в ВКС.

Пусть непатриотично прозвучит, но появление в российской армии ЗРК С-350 «Витязь» произошло отчасти благодаря Южной Корее. Испытывавший пятнадцать лет назад определенные финансовые трудности, «Алмаз-Антей» едва не свернул разработки по созданию нового отечественного комплекса ПВО, но сумел выиграть международный тендер, опередив французов и американцев. Финансирование опытно-конструкторских работ производилось заказчиком — Южной Кореей, что и позволило не закрывать проект. Корейская программа позволила не только продолжать работы по созданию комплекса, но и получить бесценный доступ к новейшим технологиям, так как Южная Корея не ограничивала работников российского КБ в доступе к импортной элементной базе.

Впрочем, и российская оборонка, и нынешнее руководство Минобороны сделали выводы на будущее из такой ситуации, поняв, что запас оборонной прочности нужно повышать постоянно. Сейчас возможностей для создания новых вооружений, в том числе и систем ПВО, существенно прибавилось. И со следующего года С-350 начнет массово поступать в войска на смену С-300. Предполагается, что до 2020 года на вооружении Российской армии появится 30 комплексов «Витязь», а «Алмаз-Антей» готовит уже новые перспективные разработки.
ЗРК С-350
Машины, кстати — БАЗ, Брянский завод автомобильных тягачей. А ведь когда-то систему делали на белорусских МЗКТ — но благодаря «мудрой» и «дальновидной» политике Бацьки Лукашенко Белоруссия потеряла этот рынок.

Источник

Комментариев нет: