История переселенца от первого лица. «Как я в Польше собирал огурцы и строил дом в Галичине»

Даже если закрыть глаза и постараться относиться к себе не очень всерьез, все равно в голову не вместится все то, что произошло со мной  за последние  полтора года. По чистой случайности   как раз в ту последнюю предвоенную на Донбассе осень, мотаясь в основном между Луганском, где я жил, и Донецком, где жила моя бабушка,  у меня возникли планы  закончить магистратуру в Польше.


«Слова, предложения, цифры»
  
Тогда казалось, что война она где  угодно, но не в моём любимом городе Луганске.
 
 Курсы по изучению «ензыка польскего»  составили  четыре месяца - мало, но для азов пойдёт, дальше и самому можно въехать.
  
Так вот, для чего это делалось, а для того что бы ехать учиться в город Ченстахова. Завлекли тем, что я мог поступить сразу в магистратуру, и получить за два года диплом магистра. Всё шло по плану…. Майдан прошёл, но к весне начала подкрадываться война. К лету она уже была  в разгаре. Но я таки поехал….
 
Не буду вдаваться в подробности, но кинули меня жёстко, знаете  что, после всех оформлений, треволнений, сборов в дорогу и  немалых  затрат, которые являются неотъемлемой частью всякой дальней поездки, они предложили мне не мою специальность «товароведение и коммерческую деятельность», а  «филологию» - зачем мне она? Денег всё это удовольствие стоило немеряно, ну для меня, конечно, не знаю, как кому.
 
И уехал  я совсем не как победитель домой. Но по иронии судьбы в городе Ивано-Франковске остановились мои мама и папа, по работе. И выпрыгнув во Львове со своим любимым рюкзаком я отправился к ним.

Время шло, неделя, две, три, и я понял, что нужно чем -то заниматься, а для начала - найти работу.

«Дорога к золотым горам»

Купив местную газету, я изучил её досконально, но  зарплаты и график работы  меня там не убедили. И тут я проникся объявлением, которое звучало  как «работа за границей, высокий доход, питание и проживание за счёт работодателей + помогаем делать полный пакет документов».

Я   позвонил, вежливый приятный голос объяснил и разложил всё по полочкам. Единственное –  открытая моя виза  была учебной. «Но это не беда, , - сказал шелково-ласковый голос, - можно поехать нелегально к фермерам. Не переживайте, все  ворковал он, там трёхразовое питание, проживание, зарплата 7 злотых в час. Вам так понравится, что вы и на будущий год поедете… Всей семьей!

Услуги агентства стоили 100 американских, и за дорогу в одну сторону - еще 50. Воодушевленный и обнадеженный, я  решил рискнуть и, съездив в агентство,  мы устно договорились (  + письменных договоров они не делают, хотя странно как –то).
   
И вот я уже стою в соседнем городке Калуш и жду водителя….чуток подождал, но водитель приехал во время, это я раньше приехал.
 
И мы поехали в машине  - 5 человек: 4 парня и девушка, я - шестой. Как оказалось, парни совершенно не знали, куда их везут тоже, но они ехали с этим водителем не впервой и это грело.

Ну вот,  ночь,  и мы стоим на границе. Серьёзный  «страж граничный» пропустил всех без проблем, а я ехал как будто учиться. Ох, и долго мы ехали, водитель то кого-то высаживал, то кого-то забирал и наконец  сказал: выходи парень, приехали.

Я открыл двери тонированного микроавтобуса и вышел. Мне сразу не понравился внешний вид  места, где я оказался. Вы хоть скажите в какой области, вежливо попросил я водителя.

-Под Варшавой,  село Сковорода, - ответил мне Петя. Да и вообще, всё будет хорошо, правда тут не кормят и собирать тебе не только огурцы, но и мешки придется, та точка, которую  тебе пообещали в агентстве уже занята, но зато тут платят не 7, а аж 8 злотых в час….

Ну и дела….а выбора нет, билет - пока только в один конец. ..
Начал получать информацию относительно местного режима. Если честно, то, что я увидел, погрузило меня уже в шок заранее. ..

«Знакомство с гостеприимными фермерами»

Возле шикарного домика стояло два сарая, напоминающих своим внешним видом скорее дом для скота, чем для людей.

Внутри я увидел пожилых женщин и парня моего возраста…познакомились и мне показали, где моя постель , после чего у  меня начала просыпаться депрессия, но я знал, что унывать нельзя, иначе - проиграю.
 
«Ничего, всем сначала тяжело»,-  прервав  мои мысли, сказала женщина, как позже окажется, коренная молдованка, а тот парень- её сын. Ну да, подумал я, это точно, люди привыкают даже к войне…
 
Туалет был плохой, в смысле его практически не было, это просто была комнатка с незакрывающейся дверью и с кучей кое-чего под ногами. Внутри так называемого жилья стоял не выветриваемый запах носков и пота, всё время бегали и что- то грызли крысы. Рядом стоял второй сарайчик, это была кухня, где стояла газовая печка и столик со стареньким диваном – правда, всё тоже - в мышиных фекалиях, поэтому тарелку нужно было тщательно закутывать в пакетик.

О душе речь и не шла. Греешь воду, убегаешь так чтобы не было видно, в данном случае это были два покрывала, которые всё время срывались от ветра, и –« купаешься»!

Познакомился с работодателями.
Пан Тадеуш и женщина (не помню, как звали), но похожа она была на члена из гестапо. Объяснили: будешь собирать огурцы, а вечером то, что насобирали, сортировать и паковать в мешки и на трактор. Есть можешь картошку, которая лежит на кухне, и огурцы, вода есть в колонке, но она не очень. Всё остальное - на своё усмотрение, склепы (магазины) в километре, перерыв - с часа до двух. Приставили мне учителей  из числа тех заробитчан, которые приехали чуть раньше. И -  договорились, по рукам…

Лёг спать в 9, устал, и был предупреждён, что подъём в 4 утра, а  в 5 уже на поле. Дзыыыынь, дзыыыынь, дзыыыынь - противно орёт у кого-то будильник, открываю глаза…уже 4.

Все вскакивают и начинают бегать, судорожно одеваться. Жесть, холодно, сыро, встаю и начинаю бегать со всеми))) так сказать, сливаюсь с толпой. Оделись и на поле бегом, не в шутку, лёгким бегом или быстрым шагом. Ну, смотри командует женщина из Молдавии сгинаешься пополам и быстро собираешь урожай, ничего не пропуская, в ведро, а потом в мешок.

От непривычной работы в час дня  я уже не мог разогнуть спину, да и согнуть уже сил не было, поэтому я быстро ползал туда-обратно. Вы представляете, на крыльце своего дома стояла Гестапо и смотрела в бинокль, кто как работает….

Денёк был непростым, меня критиковали и ругали, что - медленно, что - пропускаю огурцы, но учился я быстро. Обед пролетел быстро, и мы опять на поле. Возник вопрос, как с этим справляются пожилые женщины. Видимо привычка.
 
Плавно наступал вечер, а вместе с ним и солнышко ложилось спать, меня позвали собирать мешки, а насобирали мы за этот день прилично, с нескольких полей с виду немаленьких. Выглядело это так, пан и пани едут на тракторе, а я за ними и только успевай им в кузов кидать мешки по 30, 40, 50 кг. Отработали 14 часов и я понял, что сил у меня  ни на что, кроме как лечь и захрапеть, больше нет.

Дальше недели  мелькали как один день. Как-то раз я заболел, на улице было холодно, и я не вышел на работу, и вообще созвонился с водителем Петей и договорился, что он меня перевезёт на другую работу. Наконец долгожданный день настал и он приехал. Я подошёл к своим работодателям и попросил свою зарплату, на что она молча вынесла мне несколько сотен злотых. Я возмущённо посмотрел на неё, как так  тут как минимум не хватало 150 злотых, на что она грубо сказала: «Как работал, так я тебе и заплатила!». Ну и чёрт с ней, подумал я, главное, что уже вложенное отбил, и меня везут на другую работу. ..

«Повышение квалификации»

Привёз меня и ещё одну женщину Петя к другим Панам.
Кстати , этой женщине не доплатили аж 500 злотых, она сидела в машине и плакала: что я внукам привезу,  приговаривала. Жалко…
 
Нас предлагали как на аукционе. Еще одни паны сказали мне сразу, что меня не хотят, что работать я не умею. Объявили конкурс, кто покажет себя лучше на поле - тот и остаётся. Работа состояла в том, чтобы собрать урожай моркови, сельдерея и петрушки, потом вымыть собранное и скрутить в пучки, одновременно сортируя по ящикам.

Носился я по полю с такой силой, что аж пятки сверкали, тем более уже опыт был. Пучки оказалось скручивать не легко, но я приноровился. И взяли -  меня. После чего радушно улыбнулись, предложили кофе, увидев ранку на руке, побежали и принесли всё необходимое , чтобы обработать. В первый раз за всё время я встретился с чем-то человеческим, и решил во что бы то не стало стараться со всех сил.

Моя комната оказалась приличной, без мышей, с теплыми трубами, чистым бельём, и жил я там сам. Душ можно было принять в теплице. Компания моя состояла из 3-х  человек: парень со своей девушкой и мужчина, бывший военный. Все молодые и весёлые, было с кем поговорить…. И начались трудовые будни.

В 5ть утра – в  поле, тут  пани себя  проявила жестко и бескомпромиссно: как правило, она ехала на тракторе сзади и кричала: «Рухам, курва!», что означало - давай быстрее. Собирали мы морковку, сельдерей  (селеру ,как там принято её называть), и ждали ещё урожая помидор. 

Честно вам скажу,  работа  - Ад, 16-ти часовой рабочий день, на поле горячий, а потом в сыром помещении крутить пучки из того , что насобирал, причём так быстро, как машина. Пани любила нам с девушкой,  которая там тоже работала, делать испытание, кто больше скрутит, тот и остаётся, а кто меньше, тот  - едет домой… Мы всегда справлялись одинаково быстро, так что домой не ехал никто. Антон, который мыл, был в шоке от ледяной воды, и под этой струей он стоял целый день.

Короче, довольных по работе не было. В конце дня всё, что наскручивали, я грузил в бус, после чего начиналась уборка помещения. Как-то я замечтался и вечером за тележкой не бежал, а шёл…и чуть не получил выговор.

Сорвало меня через месяц где-то, когда мы собрали урожай помидор и начали их сортировать . Я никак не мог понять, где у них первый сорт, а где - второй, ведь выглядели они практически одинаково. Пани накинулась на меня с бранью, у меня проснулась гордость и я понял, что, что- то уже заработал, а особенно бесценный опыт, и через неделю я уже наслаждался прелестью жизни на своей Родине.
        
«Водопроводная история»

С началом войны всех моих знакомых, друзей, родственников разбросало по всей Украине, часть – уехала в Россию, у кого было побольше возможностей - за границу (Польша, Чехия, Америка, Канада.)

Нас же  в конце концов  занесло в село. Нас – это меня, мою девушку Диану и маленького весёлого незнайку Ярика.

Конечно же без маминой и папиной поддержки этого бы не произошло - они купили дом, а после всячески нас поддерживали финансово и морально, только чтобы мы поскорее встали на ноги.

Так как экономика Украины хромает на две ноги, выгоднее и интереснее жить в своём доме, на своей земле..

Мы подсчитали: аренда однокомнатной скромной квартиры стоит  от 1500 грн. в месяц,  а если ты принял решение снять ее, то нужно сразу же заплатить за два месяца – это 3000 грн.  + коммунальные, + комиссионные риелтору. Так что сумма получается кругленькая. А зарплаты сейчас в украинских городах 1200- 2000грн. Вот и возникает вопрос, как можно на эти деньги жить, особенно, если ты переселенец? А жить хочется так, чтобы ещё позволить купить себе хлеб, а иногда и с маслом.

Потому мы решили, что этот старый дом даст нам не только крышу над головой, но со временем  возможно позволит поднять какой-то свой бизнес.

Итак, мы купили дом 1964 года рождения с хорошим кусочком земли в 30 соток огорода и приличной территорией вокруг дома. Купили дешево и поэтому сейчас я опишу состояние дома.

Дом был весь в трещинах – это означало, что фасад нужно будет капитально ремонтировать, крыша была более - менее, только нуждалась в покраске. Изнутри дом скорее походил на курятник, чем на жилое помещение. Вся штукатурка потрескалась и отпадала кусками, проводка - слабая и чуть что - искрилась, по углам стояли огромные печки  (пьецы), но нуждались в хорошей чистке, трубу на крыше тоже нужно было выстраивать заново, так как она от времени упала. Кроме выше перечисленного, в углу стояла газовая старенькая печка, все шнуры которой были водопроводными и не сертифицированными, да ещё и сплошь в переходниках. Пол из дерева  уже начал потихоньку прогнивать. Перечислять все недостатки дома можно долго, но самым главным недостатком этого дома было то, что в доме не было воды.

Но настроение было боевое, и мы взялись за работу. Так как Дианка была раньше строителем, мы своими силами преодолевали трудности.

И когда подошёл вопрос воды, мы точно поняли, что сами эту проблему не потянем. И, проезжая мимо магазина с добрым названием «Сантехника», туда зашли.

Продавщице мы объясняли: у нас на улице колонка, но мы бы хотели провести воду в дом. Ведь просто, да?

Она долго рассуждала, но в итоге посоветовала обратиться  к  мастеру, который, как потом  оказалось, должен был только здесь покупать материалы и оборудование. То  бишь,  магазин мастеру – заказчиков, мастер магазину – денежный оборот. «Все сантехники уже давно на понтах, а этот дорого не берёт, да и люди никогда на него  не жаловались», - советовала девушка.

И вот мы уже записываем номер телефона и звоним. Ответил нам мужской голос с гуцульским произношением, договорились о встрече.

Приехал, посмотрел место откуда вести воду и куда ее привести, где плитку положить, канализацию выкопать. Мы с этим никогда не сталкивались и не знаем, что, где и как. Он назвал цены. Вроде не очень дорого. Договорились, что будем думать и на утро созвонимся, отдали деньги за бензин и он поехал. Техника разговорной речи этого мужика мне не понравилась сразу, да и Дианке тоже. Что-то кричит, 3 мысли сразу пытается сказать, глаза выпучивает, слюна летит. Но нам же с ним не жить, подумали мы, главное, что денег немного берёт, да и быстро всё обещает сделать.

Утром пан Степан был ровно в то время, которое назвал, был сама пунктуальность, потащил нас смотреть его собственный шикарный двухэтажный особняк, который «он выстроил собственными руками». На веранде сидела и пила чай  его «мама».

Через пару дней после нашей встречи пан Степан предупредил, что у него много дел что если приступать к работе, то нужно ехать покупать трубы. Сколько нам нужно денег, спрашиваем мы?

Позвонили маме посоветовались, она дала добро и мы поехали. Встретились возле магазина, я припарковался возле его новенького авто, и мы зашли в магазин. Он покупал трубки, винтики, соединения - водопроводные, канализационные и всякие мелочи.

На утро он приехал к 9 как и обещал и сообщил, что для начала ему нужно подключить в прихожей и в ванной новую электрику и мы поехали за розетками, шнурами, лампами, вентиляцией и кучей других мелочей . Ну надо - так надо, подумали мы. Приехали и он начал шаманить, крутить, винтить и так далее, - крутил весь день и в конце дня нам сообщил с нас полторы тысячи за работу. Объяснил одна точка у него стоит 20 грн, и их он накрутил на эту сумму. Ну думаю, зарабатывают же некоторые. Надежда была, что это скоро закончится. 

Появились двое разнорабочих в помощь, Диана бегала и весь день варила ему кофе, 3-4 раза кормила  всякими вкусностями. А он только пучил глаза и орал:  «Понимаете, я делаю вам, чтобы всё было как у людей, и почти бесплатно».

Пока мы ждали газовщиков, наш мастер нашел еще одного клиента. Конечно-конечно, сказал он, я никуда не денусь. Как только у вас переварят трубы, я тут как тут.

Настал день и трубы переварили, но пан Степан приходить уже не собирался. Он понял, что денег у нас дополнительных для него уже нет. Июнь, июль, август и сентябрь он кормил нас обещаниями – «завтра». То брал телефонную трубку, то не брал. « Закончу здесь работу и через три дня буду у вас», - каждые три дня говорил он. «Три дня» длились уже три месяца, деньги были заплачены вперед, и он считал себя «хозяином положения».

«И что вы можете мне сделать? Где документы, подтверждающие, что вы мне платили? - кричал он. – Ждите. Или заплатите нормально. А будете  возмущаться, я вас, сепаратистов, в Луганск засуну!».

«Но мы заплатили столько, сколько вы просили», - говорили мы, Кроме того, есть еще такое понятие как совесть…».

Пан Степан на какое-то время смягчался и обещал прийти через три дня…Магазин, который нам его порекомендовал, неожиданно растворился - на двери висел замок.

К сентябрю уже все соседи знали, что наш мастер – «шахрай» и что он работает через пять домов от нас, у соседки  Любы, которая  ремонтирует дом, получая американские деньги от сына, который работает в Америке.  «Там деньги не скоро закончатся», - понимающе усмехались они и предлагали "нанять бандитов", которым... тоже нужно было заплатить.

К «бандитам»  мы обращаться не захотели. А в правозащитных организациях «Донбасс-SOS» и «Крым SOS» нам сказали: ничем помочь не можем, договора с жуликом вы не составляли, привлечь его невозможно. Посоветовали сходить в милицию и по человечески их попросить вмешаться…

Авторитетный местный бизнесмен и депутат  тоже был возмущен, периодически обещал: в нашем селе жулики работать никогда не будут. Но пан Степан продолжал работать…

Завершить эпопею с домом нам помог наш земляк, который хорошо разбирается в электрике и практически бесплатно  ее доделал и переделал. Нужны были и сантехники, которых   привел электрик: те выкопали насос, сорвав дрелью два мешка цемента, и сказали, что тот, кто его ставил - "провокатор" ,"ворожина", "насмешник", но не сантехник, так как вода с таким оборудованием у нас не пошла бы  никогда. А электрик сказал, что тот,  кто делал электрику – камикадзе. Всю работу пришлось переделывать.…После этого сантехник предложил привести к «пану Степану» «Правый сектор», который бы ему "все объяснил".

«Вам повезло, - сказали  в Правом секторе, - Пострадали не только вы, но и еще несколько семей ,поэтому легче будет разобраться.  Машина, на которой он ездил, зарегистрирована на брата. Дома  у него нет...»

Послесловие

Вода с отоплением у нас таки появилась уже ближе к зиме. А Степан дальше ездит по домам в поисках жертв, и, к слову, продолжает работать у  соседки Любы. Вместо иномарки у него теперь, кажется, «копейка».

И что же дальше? А дальше – бездомных переселенцев в Украине, которые выехали из оккупированной территории  только по официальной статистике – полтора миллиона. А сел, которые сегодня умирают из-за нехватки генофонда и отсутствия детей и молодежи  и просто людей  любого возраста  - десятки тысяч.   

С началом АТО ООН объявило о начале реализации Проекта по поддержке переселенцев, которые покупали старые дома в селах. Им  предлагалась помощь  в виде стройматериалов, сантехники и т.д.

Однако программа очень скоро свернулась и люди попросту не успели  сориентироваться и ею воспользоваться.

Думаю, что это одна из тех программ, которые сегодня очень нужны Украине ,  и которую люди сразу бы оценили. Не говоря уже о желаемых программах льготных жилищных кредитов, кредитов для фермеров, в том числе, начинающих.

Одним словом, и люди бы выиграли, и государство.

Комментариев нет: