НЦУО РФ как индикатор военной стратегии. Юрий Селиванов

Что стоит за демонстративной открытостью российского национального центра обороны?


Здание Национального центра управления обороной стало «звездой» в связи с операцией ВКС России в Сирии, заявила газета Washington Post. Издание в этой связи отмечает, что настоящей «звездой» в тот момент, было «это здание, созданное, чтобы стать новым центром, при помощи которого российские военные будут координировать свои действия по всему миру, включая запуски баллистических ракет и развертывание стратегических ядерных сил».

Национального центра управления обороной России

Ранее глава Минобороны РФ Сергей Шойгу заявил, что Национальный центр управления обороной превосходит Пентагон по компьютерным мощностям в три-четыре раза, а по объему хранимой информации – в 19,6 раза. Скорость обработки информации – 50 библиотек имени Ленина (главная российская библиотека) в секунду.

Вообще говоря, существование такого Центра управления вооруженными силами в самом центре Москвы (если это конечно не грандиозная декорация) и его широкая популяризация является прямым указанием на то, что российское руководство считает вероятность ведения полномасштабной ракетно-ядерной войны с Западом весьма незначительной. Потому что в условиях такой войны данный Центр управления, представляющий собой вполне обычное здание, находящееся по общеизвестному адресу на Фрунзенской набережной и максимально открытый для иностранных гостей (например — 21 марта 2015 года, по приглашению НЦУО, его посетили 102 иностранных военных атташе), будет гарантированно уничтожен ракетно-ядерным ударом противника вместе, увы, с половиной города. И если даже в этом центре по тому же адресу существуют дублирующие защищенные (подземные) этажи, то их выживание в условиях высокоточных ударов противника тоже отнюдь не гарантировано.

Национального центра управления обороной России

Именно по этой причине, во времена острого военно-политического противостояния между СССР и США, такие жизненно важные для страны центры управления выносились далеко за пределы городов, тщательно маскировались и укреплялись. А их точное местонахождение являлось строжайшей государственной тайной. Вот, например, как описывается в открытых источниках ситуация с ЦКП ПВО СССР в период холодной войны:

 
«Этот подземный город — Центральный командный пункт (ЦКП) войск ПВО, святая святых нашей оборонной мощи. Попасть сюда не могут даже первые госчиновники и важные зарубежные гости. Для любой экскурсии необходимо личное разрешение министра обороны. Зарываться в землю нашим военным партия приказала еще в 1958 году. Все Главные штабы и ЦКП в срочном порядке стали переносить в ближайшее Подмосковье. «Холодная» война в любую минуту могла превратиться в ядерную, и первые же бомбардировки столицы могли оставить армию без «глаз», «ушей» и «языка». Чтобы этого не допустить, решили срочно закопать в землю все самое ценное и уже из мощных бункеров руководить войсками. Подземный город строили по-стахановски: уже в 61-м году первые «кроты» справили новоселье. За это спасибо маршалу Советского Союза Павлу Батицкому и метростроевцам — именно их пригласили для выполнения важного задания Родины. В городе-бункере предусмотрено все, чтобы пережить конец света: собственные энергетические установки, системы пожаротушения, очистки воды и воздуха, канализация, запасы продовольствия. Говорят, есть даже места, где можно с комфортом и на белом белье выспаться. Даже женщины, которые тут работают, на условия особо не жалуются. Транспортная проблема в «городе», построенном на 1100 человек, тоже решена. К услугам персонала четыре лифта — два пассажирских и два грузовых».

Вполне возможно, что аналогичные шаги по обеспечению боевой устойчивости предприняты и в отношении новосозданного НЦУО. Даже, скорее всего, так оно и есть. Иначе эта структура вообще не могло бы претендовать на статус ключевого военного объекта. И если это так, то, в случае реальной военной угрозы, настоящий центр управления войсками России не стоит искать в районе Фрунзенской набережной. Потому что он будет в совсем другом и мало кому известном месте.

  Тем не менее, для всех остальных типов войн, кроме тотального ядерного конфликта, в том числе таких, например, как нынешний конфликт в Сирии, НЦУО, даже в его нынешней публичной, дизайнерски оформленной ипостаси, вполне оптимальное решение для управления вооруженными силами в условиях максимально комфортных для высшего руководства страны. В конце концов, здание Пентагона существует уже 70 лет и за все это время, кроме как от полумифической «атаки террористов» 9.11.01, оно ни разу не пострадало.

Юрий Селиванов
Юрий Селиванов

Комментариев нет: