Союзники

Владимир Путин выступил с обращением, в котором рассказал о тех договоренностях по урегулированию в Сирии, которых удалось достичь в ходе телефонного разговора с Бараком Обамой.

Владимир Путин

Как мне кажется, в данном случае важен не результат, до которого пока далеко, а процесс — процесс сближения России и США при решении проблемы, касающейся многих стран Ближнего Востока и Европы. С тех пор как мы стали сопредседателями Международной группы поддержки Сирии, дело пошло быстрее.

Прекращение огня запланировано с полуночи 27 февраля. До этого момента будет происходить вот что:

«До полудня 26 февраля 2016 года все воюющие в Сирии стороны должны подтвердить нам или американским партнерам свою приверженность прекращению огня, — объяснил Владимир Путин. — Российские и американские военные совместно на картах определят территории, на которых действуют такие группировки. Против них боевые операции вооруженных сил Сирийской Арабской Республики, российских Вооруженных Сил и возглавляемой США коалиции вестись не будут. Оппозиционеры в свою очередь остановят боевые действия против вооруженных сил Сирийской Арабской Республики и группировок, оказывающих им поддержку».

Собственно, мы давно призываем вместе составить список тех, кого бомбить не надо — ни нам, ни американцам. Наконец, взаимопонимание по этому вопросу появилось.

Как и понимание того, что по террористам огонь по-прежнему будет вестись. То есть, представители США и России сядут за стол и нанесут на карту районы, которые контролируются ИГИЛ и «Джабхат ан-Нусрой». По мере совместной работы этот чересчур короткий список, надеюсь, постепенно будет расширяться.


Можно ли считать достигнутые договоренности нашей военно-дипломатической победой? Думаю, вполне, если вспомнить, в каком положении находилась Сирия каких-то полгода назад. Сейчас процесс урегулирования постепенно входит в правовое русло — в совместном заявлении однозначно прописано, что возвращение к мирной жизни в этой измученной стране будет проходить под эгидой ООН. А не под эгидой НАТО или любой другой военной коалиции, которая по своему вкусу хотела бы перечертить границы независимого государства. Или вообще его ликвидировать.
Совсем недавно США, Турция и Саудовская Аравия грозились начать наземную операцию против войск законного сирийского президента. Но теперь почему-то передумали. Точнее, передумали американцы (остальные без их поддержки нападать на Сирию не рискнут), и это еще она загадка — никто нам так и не расскажет, что за убедительные кремлевские аргументы заставили Белый дом вдруг кардинально поменять свои воинственные планы.

Россия и США, «стремясь обеспечить мирное урегулирование сирийского кризиса при полном уважении основополагающей роли Организации Объединенных Наций, преисполнены решимости всемерно содействовать прекращению конфликта в Сирии и созданию условий для успешного процесса политического перехода под руководством самих сирийцев при поддержке ООН», говорится в преамбуле заявления.

В документе нет даже упоминания об абсолютно неконструктивном предварительном условии о Башаре Асаде, который непременной должен уйти. Именно это условие загоняло ситуацию в тупик и развязывало руки террористам, которые тоже боролись с легитимным, но жутко упрямым сирийским президентом.

Я не думаю, что борьба за Сирию на этом закончена. Совместное заявление России и США разрушило планы Турции и Саудовской Аравии, так что вряд ли они приветствуют эти чуть ли не союзнические отношения великих держав. Но в документе механизм прекращения огня прописан довольно четко, как и фиксация нарушений:

 
«Любая из сторон может довести до сведения Целевой группы информацию о нарушении или возможном нарушении режима прекращения боевых действий, обратившись в офис Спецпредставителя Генерального секретаря ООН по Сирии или к сопредседателям».

Так что палить из всех стволов из Турции или Иордании по сирийской территории станет сложнее. Не говоря о вторжении в суверенную страну, которая теперь находится под патронажем ООН, России и США.

А потом, может быть, поговорим и об Асаде.

Если американцы не передумают.

Павел Шипилин

Комментариев нет: