Оправдания и ультиматум

После вчерашних заявлений МО РФ на тему подготовки вторжения в Сирию, Турция сегодня ушла в отказ и заявила, что это все пропаганда и никакого вторжения она не готовит.

«Турция не планирует и не думает о военной кампании или о сухопутном вторжении в Сирию», — заявил неназванный представитель властей Турции. Подчеркнуто, что предпринимать какие-либо самостоятельные шаги в Сирии Анкара не намерена, так как на этом направлении она действует не самостоятельно, а в составе возглавляемой США коалиции.

Тут как раз ничего необычного. Ровно точно так же Турция отрицала свою причастность к торговле нефтью с Халифатом. Интереснее другое. В догонку к этой перепалке насчет подготовки агрессии, РФ сегодня переозвучила известный ультиматум с нехитрыми условиями, на которых Турция может рассчитывать на нормализацию отношений.

«Можно уверенно говорить о том, что российско-турецкие отношения переживают непростые времена — это действительно так. Но перспективы есть всегда, выход есть всегда из любой ситуации», — сказал спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин в интервью RT. По его словам , прежде всего, турецкая сторона в лице президента Тайипа Эрдогана должна принести самые искренние извинения, наказать виновных и пересмотреть свою политику ситуации в Сирии.

«Ведь для всего мира теперь очевидно, что турецкая сторона, к сожалению, помогала террористической организации ИГИЛ (ИГ, запрещена в России), закупая нефть и оказывая другую поддержку бандам террористов. Это, конечно, несовместимо с поведением цивилизованного государства, которое обязано помогать международному сообществу бороться с той угрозой, которая нависла над миром, — я имею в виду международный терроризм», — добавил спикер Госдумы.

Очевидно, что цена за один самолет для Турции в таком раскладе выглядит непомерной. И если с наказанием виновных еще могли быть варианты со стрелочниками из турецкого генералитета или даже членами кабинета министров, то вот с извинениями и пересмотром политики…

По сути РФ предлагает Турции отказаться от политики, которую Эрдоган проводит в Сирии с 2011 года и признать ее несостоятельной. Основная проблема в том, что Эрдоган не является прагматиком, как скажем Обама. Когда осенью 2015 года стало очевидно, что прежняя политика США в Сирии потерпела крах, Вашингтон особо долго не рефлексировал, а рачительно (стоически выдерживая язвительную критику внутри США) взялся ваять новую стратегию под новые реалии — вербовать союзников, пересобирать коалицию, пересматривать список «партнеров» в сирийской войне, готовить сухопутную операцию. В общем, США в отличие от Эрдогана предпочли не биться головой о стенку и начали искать обходные пути. Эрдоган же все никак не расстанется с мыслью о «зоне безопасности», которую можно создать под предлогом защиты беженцев и поддержки «оппозиционеров». Москва же предлагает Эрдогану отказаться от этой идеи, пугая более существенными последствиями для российско-турецких отношений. По внутриполитическим соображениям Эрдогану будет крайне трудно принять требования Москвы, так как тогда его будут обвинять в слабости его же соратники, не говоря уже о фрондирующем генералитете.

По этим же причинам крайне маловероятно «искреннее извинение», которое по существу вопроса должен приносить премьер-министр Турции, который по его собственному признанию лично отдал приказ сбить Су-24. С одной стороны, напрямую от Эрдогана не требуют извинений (давая возможность принести извинения от лица турецких властей — их может принести премьер), но так как тот является ставленником Эрдогана, всем понятно, от кого в первую очередь ждут политического решения о нормализации отношений. В этом плане Россия предлагает Турции вполне простой и понятный выход — извиниться за провокацию и отказаться от авантюрной политики в Сирии. Но как по объективным причинам инерционной политики Турции в Сирии, так и по личным субъективным причинам связанным с личностью Эрдогана, крайне маловероятно, что Турция пойдет на подобные существенные уступки. Поэтому конфликт в нынешней вялотекущей форме с некоторыми тенденциями к его эскалации будет продолжаться.

Касательно вопросов на тему того, а что будет, если Эрдоган решится ввести войска в Сирию, то по ориентировочным подсчетам в операции он сможет задействовать 2 армейских корпуса и различные части усиления (следует понимать, что часть армии и сил безопасности сейчас задействованы в операции против курдов) и от 40 до 60 тыс. человек личного состава, 250-300 орудий и РСЗО, 700-900 танков и различных ББМ. Этих сил хватит, чтобы создать «зону безопасности» в районах прилегающих к турецкой границе (разумеется, возможны операции, где задействовано куда как меньше сил). В прямое соприкосновение с сирийской армией турки могут вступить в горах Латакии, но в силу характера данного ТВД, то как максимум турки смогут начать оттеснять сирийцев с тех позиций, которые САА захватила у «зеленых» обеспечив контроль над границей и каналами снабжения ССА и Ко. Некоторые ошибочно думают, что если Турция нападет на Сирию, то в первую очередь она будет воевать с контингентом РФ. Это не так. Если такая ситуация случится, то фронт в районах соприкосновения будет держать в первую очередь сирийская армия. Иран, РФ и Хэзбалла как и ранее будут ее опосредованно поддерживать прямыми и непрямыми методами.

При этом есть ряд важных моментов.

Во-первых, в случае вторжения на территорию Сирии, Турция не сможет ссылаться на известный пункт устава НАТО, который подразумевает взаимопомощь стран-членов альянса в случае нападения на одного из членов. Поэтому в случае вторжения, Турция на суше будет воевать самостоятельно. С учетом наличия российского военного контингента и гипотетической ситуации, когда войска РФ и Турции начнут обмениваться артиллерийскими и ракетными ударами, а системы ПВО РФ начнут отрабатывать по турецким самолетам в сирийском воздушном пространстве, это ставит НАТО в крайне щекотливую ситуацию, потому что открытое вмешательство на стороне Турции чревато сползанием регионального конфликта в войну между ядерными державами со всеми вытекающими. И если США еще могут хотя бы гипотетически разыгрывать такие сценарии рассчитывая стравить Россию и Турцию, то Европа в нынешних условиях совсем не заинтересована в такой войне у себя под боком, которая помимо политических и военных сложностей еще и приведет к нарастанию потока беженцев из региона в страны ЕС.

Во-вторых, такая эскалация приведет к крайне серьезным шагам в обеих сторон — при начале столкновений между вооруженными силами РФ и Турции, Турция вероятно закроет Проливы, а РФ в ответ может начать процесс признания Турецкого Курдистана, поставив под вопрос территориальную целостность Турции. Вторжение в Сирию откроет дорогу прямым поставкам вооружений сирийским курдам с прицелом на поддержку турецких курдов. Стоит так же отметить, что вторжение будет даже при молчаливой поддержке Запада крайне негативно встречено в мире, так как никакого мандата на подобные действия у Турции нет, а Турция все-таки не США, чтобы подобным образом игнорировать некоторые моменты пресловутого «международного права». Россия с дипломатической точки зрения будет находится в выигрышной позиции, так как лишь РФ и Иран действуют в Сирии с разрешения местного правительства.

В целом, на мой взгляд возможное турецкое вторжение в Сирии в текущих условиях выглядит откровенной авантюрой — скорой победы в Сирии это вторжение не принесет — от того, что границу с Турцией будет держать не ССА, а турецкая армия — в положении Асада ничего не поменяется, хотя планы РФ (связанные со стабилизацией положения Асада) и США (с «маленькой победоносной войной» против Халифата) оно очевидно подпортит, плюс уже по полной разгорится турецко-курдская война захватывая новые территории Сирии и Ирака. В этом случае рисунок конфликта еще более усложнится, а риски эскалации ближневосточной войны существенно возрастут. Вина за это естественно ляжет на Эрдогана (в СМИ понятное дело будут обличать «кровавый режим Асада» и РФ), противоречивая политика которого и так уже крайне существенно повлияла на затягивание сирийской войны.

colonelcassad

Комментариев нет: