Т-14 "Абрамскапут" взглядом влюблённого

Военный обозреватель «КП» Виктор Баранец первым из журналистов посмотрел, что из себя представляет новейший Т-14 на базе "Арматы".

Перед встречей с «Арматой» я волновался куда сильнее, чем перед первым своим лейтенантским свиданием с девушкой, в которую по уши влюбился. Еще с той поры, когда я новобранцем в учебной танковой дивизии в лесу под Черниговом впервые забрался в командирский люк тяжелого Т-10М (был такой монстр), сердце мое навсегда прикипело к танкам. Да так, что когда мой полковничий нос сегодня улавливает где-нибудь на автобусной остановке запах горелой солярки, я становлюсь похожим на лису, учуявшую аромат жареной курятины.

Полковник Баранец первым из журналистов побывал на командирском месте Т-14. Фото: Игорь БАРАНОВ

И как же бывала оскорблена моя «национальная гордость великоросса», когда какой-нибудь забугорный шкет-журналист говорил: «Русские танки уже не входят в первую десятку в мире».

И, мол, ваши танкостроители уже даже в бинокль не видят зада ушедших далеко вперед «Абрамсов», «Леопардов», «Меркав», «Челленджеров» и «Леклерков».

А когда уральские умельцы создали «Армату» и показали ее миру на параде Победы-2015, - челюсти западных спецов распахнулись от удивления. Некоторые из этих ревнивцев даже стали распространять брехню - дескать, российский Т-14 («Армата») - это «муляж, из картона сделанный».

Я и сам с того 9 Мая почти полтора года обхаживал военных генералов и оружейных директоров с просьбой дать хотя бы потрогать «Армату», посидеть в ней.

- Никак нельзя! - неизменно отвечали мне. - Танк суперсекретный!

СЕРДЦЕ ТАНКА БЬЕТСЯ ТИХО

И вот наконец на подмосковном полигоне «Алабино», в самом его закутке (подальше от цепких глаз иностранных военных атташе, прибывших на международный военно-технический форум «Армия-2016»), мне было назначено свидание с НЕЙ - с «Арматой».

Эта почти 50-тонная громадина с необычайно красивыми, креативно-модерновыми формами то прытко бегала мимо меня по рыжей разбитой полигонной трассе, то взбиралась на высокий глиняный холм, то с ходу бросалась в глубокий брод и легко преодолевала его. Отличить «Армату» от прочих российских танков легко даже неспециалисту - у нее семь катков в гусеничном шасси вместо традиционных шести.

Два суровых уральских мужика в рабочих спецовках «мучили» танк на запредельных режимах работы - это технари «Уралвагонзавода» продолжали его испытания. Когда машина остановилась и мне разрешили облачиться в танкистскую спецовку, я обратил внимание, что могучий двигатель Т-14 (1350 «лошадей» под броней, а говорят, что он может дать и 1500, и даже 1800) пружинисто работает чуть громче движка «Мерседеса». А из выхлопной трубы даже при мощной газовке не валит такой дым, при котором на других танках их становится не видно. Лицо сурового уральского инженера расплылось в улыбке, когда я спросил его, за счет чего достигается такой непривычный для танка голос и такое «сердцебиение».

- Секрет фирмы! - величественно ответил он, поблескивая хитрыми глазами.

Но мое сердце билось куда громче движка «Арматы»!

Я надел шлемофон, взобрался на забрызганную аж до ствола пушки рыжей грязью броню и опустился в командирский люк...

ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ ДОРОЖЕ ЖЕЛЕЗА

В ноздри ударил родной запах боевого отделения машины - смесь ароматов горючего, масла, резины и свежей краски. Строгий офицер, сопровождавший меня, внимательно следил, чтобы я не совал нос туда, куда пока не положено, - все ж засекречено.

От количества приборов и проводов кружилась голова. Оборудование места командира Т-14 отличается от того, на котором я сидел в том своем своем Т-10М в далеком 1965 году, примерно так же, как отличается кресло капитана космического корабля от сиденья-табуретки водителя старого трактора.

По левую руку от командира - место механика-водителя. Спрашиваю его:

- Ну и как управление танком?
- Рулю, как детским велосипедом! - с ходу выпаливает он с улыбкой. - Просто кайф!

В боевом отделении «Арматы» трое: командир, механик-водитель и наводчик-оператор. В мое время в экипаже было четверо - еще и заряжающий. В «Армате» его нет - все делает автоматика. А я с содроганием вспоминаю то свое далекое время в танковой части, когда приходилось действовать на месте заряжающего. Зимой ленту крупнокалиберного пулемета часто заклинивало, а устранять «утыкание» приходилось так, что кожа на сгибах пальцев срывалась иногда до костей (следы памятных шрамов остались до сих пор).

А однажды, работая на месте командира, я так резко опустил пушку, что ее казенная часть пошла под потолок башни и чуть не расплющила голову заряжающего рядового Шумского. До сих пор с ужасом вспоминаю тот случай... Как и наши солдатские разговоры о том, что если враг попадет снарядом в наш танк, боеприпасы взорвутся и «молодая не узнает, какой у парня был конец»... По сути, мы сидели тогда в пороховой бочке.

А в «Армате» все боеприпасы и для пушки, и для пулемета убраны из боевого отделения (его еще называют бронекапсулой - и это, по сути, революционное техническое решение уральских танкостроителей). Экипаж от боеприпасов отделяет толстенный слой брони. Создатели подумали о том, что жизнь людей дороже железа.
Как устроен супертанк. Фото: Дмитрий ПОЛУХИН
Как устроен супертанк.Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

«АБРАМСКАПУТ»

Я пытался заглянуть в утробу «Арматы». Но экипаж хранил секреты оборудования, словно там были ядерные коды Кремля. Офицер и солдаты отвечали на мои вопросы неохотно. Наводчик-оператор:

- Ну а что тут рассказывать? Наводка на цель и управление стрельбой осуществляется с помощью новейшего компьютерного оборудования с сенсорными дисплеями.

Все просто. Находим цель, производим ее захват, замер дальности, выбираем активное зрение, подстраиваем изображение и нажимаем кнопку... Звучит выстрел, 125-миллиметровый снаряд попадает точно в перекрестье мишени. Все.

После этих строгих слов наводчик вдруг улыбнулся, вспомнив что-то. И сказал мне:

- Мы эту свою «Армату» уже и по-другому называем - «Абрамскапут».

Тут к разговору подключается офицер:

- Но учтите, «Армата» - это не танк. Нашу машину грамотнее называть Т-14. А «Армата» - это тяжелая гусеничная платформа, на которой создается как этот танк, так и еще около 30 видов бронетехники (на слове «тридцать» он делает громкое и гордое ударение).

БАШНЯ СТАЛА НЕОБИТАЕМОЙ

Танкисты мало-помалу становятся все разговорчивей. Солдаты-контрактники при каждом слове опасливо поглядывают на офицера, дабы не сболтнуть лишнего.

Им с трудом удается сдерживать свое восхищение новой машиной. Офицер тоже явно испытывал такое же чувство и не без гордости рассказывал мне:

- Вы наверняка уже знаете, что у Т-14 вся башня стала необитаемой. А для этого конструкторам пришлось разработать дистанционно управляемую, или, по-другому, цифровую пушку 2А82. Это орудие бьет по цели процентов на 15 - 20% кучнее прежнего образца.

Причем 2А82 - это не просто пушка, а пусковая установка. Стрелять она может не только снарядами, но и ракетами!

- А что-то подобное у американцев, у немцев уже есть? - спрашиваю я.

Капитан отвечает мгновенно, у него вместо крови (шепнули мне) «течет дизельное топливо», он до фанатизма влюблен в танки:

- У наших основных конкурентов ничего подобного нет! Прицельная дальность стрельбы пушки немецкого «Леопарда» - 3,5 километра. А у моего (тут тоже ударение) Т-14 есть противотанковая ракета, которая даст в лоб противника на дальности свыше 6 километров. Так что Т-14 подпускать врага на пушечный выстрел вовсе не обязательно, - он получит удар гораздо раньше...

С ЧЕГО СНЯТ ГРИФ СЕКРЕТНОСТИ

Там же, на международном военно-техническом форуме, на котором наш Т-14 стал самой загадочной и закрытой звездой, я узнал от специалистов «Уралвагонзавода», Главного автобронетанкового управления Минобороны РФ еще несколько фактов, с которых уже снят гриф секретности.

Вот они:

Для Т-14 впервые создана новая броневая сталь марки 44С-св-Ш (но ее рецепт - гостайна). Она на 15% прочнее и легче прежней танковой брони. А это позволило уменьшить вес боевой машины на 500 кг без ущерба для уровня защиты.

Танк оснащен радарами, которые фиксируют подлет боеприпаса с любого направления. По сигналу радара в направлении вражеского снаряда или ракеты выстреливается пучок поражающих элементов, которые либо уничтожают приближающийся объект еще на подлете к танку на 15 - 20 метров, либо сбивают его с заданной траекториии. Это называется системой активной защиты «Афганит». Она способна поражать снаряды, летящие со скоростью до 1700 метров в секунду.

Как уже было сказано, в Т-14 экипаж находится в бронекапсуле. Но как же танкисты наблюдают за тем, что происходит вокруг боевой машины снаружи? Для этого на танке установлены дисплеи, которые создают так называемое техническое зрение - систему камер высокого разрешения, инфракрасных датчиков, многоканальных прицелов, лазеров и радаров, которые обеспечивают круговой обзор, помогают находить цель даже ночью и наводят оружие.

Точность поражения цели с первого выстрела - почти 100%. В состав технического зрения входит радар, который контролирует территорию в радиусе 100 километров и способен вести до 40 наземных и до 25 воздушных целей, включая подлетающие снаряды и ракеты.
Таким был наш военный обозреватель Виктор Баранец в 1965 году, когда командовал экипажем боевой машины Т-10М. А теперь, через 50 лет, ему выпал шанс сравнить свои впечатления с «Арматой». Фото: Виктор БАРАНЕЦ

Комментариев нет: