Как украсть авианосец? Юрий Селиванов

Откровенно криминальная история с продажей Украиной авианесущего крейсера «Варяг», концы в воду от которой в Киеве прячут до сих пор, по-прежнему претендует на статус крупнейшей аферы периода украинской «незалежности»

«Варяг»
Печерский районный суд Киева разрешил провести почерковедческую экспертизу Харьковских соглашений России и Украины, подписанных в 2010 году. Следователи заявляют, что в документах могут быть сведения, которые докажут нарушения при принятии этих документов и рассчитывают определить круг лиц, «чьи действия привели к заключению соглашений, которые противоречат конституции Украины».
В принципе, стремление Печерского суда установить правду истории, независимо от её срока давности, и кто в ней виноват, можно только приветствовать. Не знаю, правда, что конкретно можно накопать по давно утратившей актуальность теме Харьковских соглашений, отправленных в архив самим ходом исторических событий. Но сам принцип таких историко-правовых расследований представляется вполне продуктивным. И потому стоит, на мой взгляд, подсказать означенному суду куда более многообещающие направления таких раскопок.
Взять, например, свежую новость об успешном завершении в Китае военно-морских учений с участием первого китайского авианосца «Ляонин». Ролик с кадрами этих учений сегодня публикуют ведущие мировые агентства.
И тут самое время вспомнить, что этот «Ляонин» в своё время именовался «Варягом» и был построен в городе Николаеве. А затем продан за границу при обстоятельствах, которые по сей день покрыты густым туманом. И от которых, тем не менее, за версту тянет махровой коррупцией. А некоторые основные фигуранты той уже давней истории до сих пор вращаются в высших сферах украинской власти и чувствуют себя там очень даже неплохо.
Вот как описывает продажу «Варяга» китайский бизнесмен Сюй Цзэнпин (Xu Zengping) :
Когда я вел переговоры с руководством судостроительного завода, ощущение было такое, словно я тону в алкоголе. Каждую трапезу мне приходилось выпивать по два-три литра китайской водки — эрготоу. В четыре дня, когда решалась судьба сделки, мы выпили с украинцами более 50 бутылок. Но я, тем не менее, ощущал, что могу довести дело до конца, и всегда сохранял трезвость ума: у моих возлияний была четкая цель. Украинцы же пили для того, чтобы напиться». И это принесло плоды. После нескольких дней беспробудной пьянки представители завода и чиновники согласились продать корабль — и, что важнее всего, сопутствующие чертежи и техническую документацию — за бросовую цену в 20 миллионов долларов. Стороны пожали руки, Сюй стал готовить перевод денег…
Покупатель «Варяга»Сюй Цзенпин ( в центре), капитан «Ляонина», Чжан Чжэн (слева), и политический комиссар Мэй Вэнь
Покупатель «Варяга»Сюй Цзенпин ( в центре), капитан «Ляонина», Чжан Чжэн (слева), и политический комиссар Мэй Вэнь
Автор этих строк, в своё время сам проводил своего рода «журналистское расследование» обстоятельств продажи этого корабля. И поэтому вправе иметь на этот счет собственное мнение. Думаю, что трезвомыслящий, даже после 2-3 литров алкоголя, китаец и впоследствии не был склонен вдаваться в пьяные откровения. И поэтому уверен, что обнародованная им «популистская» версия о продаже «Варяга» практически «за 50 бутылок водки» однозначно является версией-прикрытием, эксплуатирующей расхожие побасенки насчет беспробудной русской пьянки.
На самом деле все было немножко иначе. Я разговаривал с тогдашним директором Черноморского судостроительного завода, строившего «Варяг», который с документами в руках объяснил мне, что завод и шагу не мог ступить без указаний киевского начальства. И что все решения по «Варягу» принимались на высшем уровне именно в Киеве.
Автор этих строк в период прощания с «Варягом»
Автор этих строк в период прощания с «Варягом»
Возможно, что самому заводу действительно досталась от этой сделки только обглоданная кость в виде 20 млн долларов, да и то вряд ли полностью.
Но совершенно невозможно поверить в то, что в Киеве тогда правили такие дураки, которые не умели даже деньги считать, и не понимали, что 20 млн «зеленых» это цена всего-навсего одного самолета для авианосца, а не самого гигантского корабля, строительная готовность которого составляла 76%. То есть на тот момент – без оружия, систем управления и палубной авиации это был практически полностью построенный авианесущий крейсер.
Как украсть авианосец?
И если они были такие дураки, то как же тогда они додумались запустить в прессу успокоительную версию насчет того, что продается фактически только пустой корпус, в котором практически нет оборудования, а всё что было уже изъято? Кстати именно в этом мне клялся-божился и директор ЧСЗ, утверждая, что все внутреннее оборудование «Варяга» было демонтировано и находится на заводском складе. Правда, когда я попросил его показать этот склад, он быстро перевел разговор на другую тему.
Так бы это и осталось не проясненным, если бы мы не прогулялись по предприятию и разговорились на причале с группой здешних мастеров-корабелов. Они тут же попросили нас выключить камеру, после чего в один голос заявили, что с предназначенного к продаже «Варяга» не было снято ни одного агрегата и не порезано ни одной коммуникации, о чем киевские СМИ рассказывали с чьей-то подачи как о свершившемся факте.
После того, как все эти данные были включены в наш телерепортаж, случилось и вовсе беспрецедентная вещь. Из Киева в Одессу специально по мою душу приехал генерал СБУ, который самым дотошным образом расспрашивал меня, кто нас туда послал и сколько мне за это заплатили. Не думаю, что генерала госбезопасности могли отправить в Одессу разбираться с журналистами николаевские собутыльники китайского покупателя. Они для этого слишком мелко плавают.
Еще одной вопиющей халтурой, которая вскрылась в ходе нашего расследования, оказались так называемые гарантии стороны покупателя, некой туристической фирмы из Макао о том, что авианосец приобретается исключительно для переоборудования в «морское казино», что он никогда не будет передан третьей стороне и никогда не будет использован в качестве военного корабля. На эту тему тогдашние украинские власти нам все уши прожужжали. Мол, это просто ржавое корыто, не имеющее никакой военной ценности и все гарантии на этот счет Украина уже получила. Я своими глазами видел эти «гарантии». Тот же директор ЧСЗ показал мне кусок факс-бумаги, полученной из Макао, на котором едва можно было прочитать, что некая фирма чего-то там гарантирует. И вот эта бумажка с полустертыми буквами послужила основанием для совершения крупнейшей по своим последствиям военно-стратегической сделки!
Вполне очевидно, что все это стопроцентная липа. А на самом деле имел место «шахер-махер» колоссальных масштабов. И в Киеве конечно же не было дураков продавать такую уникальную ценность за такие жалкие копейки. А реальная стоимость этой сделки потянула на несколько сотен миллионов долларов, которые были благополучно растащены по карманам киевской правящей братвой.
Напомню, что ключевым куратором от Киева в этой темной истории был тогдашний вице-премьер Сергей Тигипко. Который сразу после этого основал целую политическую партию имени самого себя. И, конечно же, невозможно даже представить, чтобы такой куш проплыл мимо кармана тогдашнего президента Украины Леонида Кучмы. Который и сегодня прекрасно себя чувствует в роли одного из «уважаемых исторических лидеров» этой страны.
Вот кем и чем, на самом деле, стоило бы заняться склонному к историческим изысканиям украинскому суду. Ибо на этой стезе он действительно смог бы открыть народу Украины глаза на то, кто и на сколько именно разворовал эту некогда самую богатую и процветающую республику СССР. Чтобы вместо абстрактного «Москали зъилы наше сало!» появились бы вполне определенные и отнюдь не «москальские» фамилии с совершенно конкретными статьями уголовных дел. И тогда, возможно, украинский «незалежный» эксперимент предстанет в своем истинном свете. И дочиста обворованный народ поймет, наконец, кто его истинный враг и супостат. Но нынешний Печерский суд Киева так далеко заходить, разумеется, не станет. Потому что просто костей не соберет.

Комментариев нет: