«Порошенко наломал дров». Почему от антироссийских киберсанкций страдают украинцы

Пользователи соцсетей уже вышли на митинги. Предприниматели, потратившие немалые деньги на рекламу в «ВКонтакте», остаются без клиентов, а СБУ — без источника информации. Спецслужбы обещают не наказывать за обход блокировки. Так зачем она нужна?
Фото: Reuters
Первые митинги против киберсанкций. В Харькове на улицы вышли пользователи «ВКонтакте». Они требует отменить указ Порошенко и говорят, что соцсеть несет не больше угрозы, чем другие. Крупнейшие провайдеры Украины в среду начали блокировать российские ресурсы. Все оказалось несколько сложнее, чем простое перечисление кибер-санкций в указе президента. Петр Алексеевич запретил «1С», а в СБУ признались, что не могут заставить частный бизнес отказаться от сервиса. Могут заставить госкомпании, но ничего кроме «1С» на рынке нет.
Президент запретил «Вконтакте», а для СБУ это был источник важной информации. И совсем непонятно, как ловить нарушителей. Потенциально их 18 миллионов: это количество пользователей, которые зашли в соцсеть сразу после публикации указа президента. Абсолютный рекорд для «ВКонтакте» на Украине. Поэтому спецслужбы пообещали не наказывать за обход блокировки. То есть российские сайты остаются как бы условно запрещенными. В среду доступ к ним закрыли крупнейшие мобильные операторы, это три компании, а еще 187 провайдеров просят президента разъяснить, как выполнять указ, если его техническая часть обойдется им в миллиард долларов. Украинцы против виртуальных стен, говорит украинский журналист Дмитрий Сливный.
Дмитрий Сливныйукраинский журналист«Народ в большинстве своем, конечно, не поддерживает. Это лишь то, что я смог промониторить в социальных сетях да и вообще вокруг. А почему не поддерживают? Потому что слишком много пользователей. Как по мне, это очередное отвлечение внимания от действительно серьезных вещей».
Первые пострадавшие от киберсанкций — украинские бизнесмены. Владельцы салонов красоты, автосервисов, выездные парикмахеры. Страница во «ВКонтакте» приводила в маникюрный салон Анастасии Кохненко из Одессы почти всех клиентов. В свое время в раскрутку вкладывалась вся прибыль, поделилась Анастасия с Business FM:
—Процентов 90 — это человек 60 в месяц. А страничка у меня достаточно недолго, ей чуть больше года. Мы, скорее, сотрудничали с альтернативными группами, платили конкретно им. Они нас продвигали.
— Вы сильно потратились на это?
— Да, конечно. Первые деньги практически все уходили на рекламу. Я вообще не понимаю при чем здесь «ВКонтакте» и политическая ситуация в стране. Плохо отношусь, хотелось бы, чтобы этого не было».
Тату-мастер Иван из Киева после блокировки «ВКонтакте» перейдет в Instagram, но не уверен, что эта соцсеть будет хороша для бизнеса.
— Я потеряю очень много, если его закроют. Я в шоке вчера был.
— Вы раскручивались через «ВКонтакте»?
— Конечно. Причем вложился и развивал свою группу, и все такое. И вот так, взял и наломал дров Порошенко этот. Зачем лезть туда, куда вообще не стоит? Страничка в «ВК» у меня лет шесть, наверное. Я именно по «ВКонтакте» и развивался и сейчас развиваюсь. Теперь по ходу вынужден переходить на какую-то другую соцсеть, хотя не уверен, что там будет также эффективно.
Публично украинские чиновники продолжают оправдывать введение киберсанкций. Глава службы информационной безопасности СНБО Валентин Петров, например, объяснил, что с помощью сервисов «Яндекс. Пробки» и «Яндекс. Навигатор» Россия может организовать военное наступление на Украину. Тут ни агентура, ни разведчики, ни спутники не нужны, заявил чиновник, сами все сдадим. Странно, что в этом контексте СНБО не упоминает сервис «Яндекс. Танк» — такой у российского поисковика тоже есть.

Комментариев нет: