Польский анекдот

Без «права и справедливости» — польские требования к России имеют анекдотичный характер

Самой популярной темой в польской внешней политике текущего года стал вопрос репараций, которые Варшава начала активно требовать от Германии и России за самые разные исторические события.
Здесь поляки вспомнили и тему вхождения Польши в социалистический блок, и Варшавское восстание, которое было жестко подавлено Вермахтом, и оккупацию Германией Польши во время событий Второй мировой войны. Все эти моменты были затронуты политическими лидерами Польши, несмотря на то, что подобные вопросы давно урегулированы целым пакетом международных договоров.
Теперь вся эта «репарационная» тематика, судя по всему, постепенно начала спускаться в Польше на уровень ниже и становиться предметом для заявлений рядовых польских политиков из числа правящей в этой стране политической партии «Право и справедливость». И в этом плане неудивительно, что два польских политика – депутат Ян Мосиньский и вице-министр юстиции Патрик Який заявили, что Варшава должна потребовать от Москвы выплаты контрибуции по Рижскому миру 1921 года.
Напомним, что Рижский мир завершил Советско-польскую войну, которая сложилась для Москвы крайне неудачно из-за «Чуда на Висле», и был подписан между РСФСР – Советского Союза тогда еще не существовало, и правительством Юзефа Пилсудского. По данному договору большевики обещали выплатить Польше 30 млн рублей золотом, но, естественно, так и не сделали этого, что и стало предметом требований со стороны нынешнего поколения смекалистых польских политиков.
Естественно, это требование, как и любые другие разговоры поляков о репарациях являются полным бредом, ведь точно также можно вспомнить условия Версальского договора 1919 года или Венского конгресса 1815 года, по которому Польша вообще прекратила свое существование. Другой вопрос, что такие разговоры говорят о том, что подобные спекуляции в настоящее время стали политическим трендом в этой стране.
Эксперт Совета по международным делам, полонист Станислав Кувалдин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что нельзя говорить о том, что такие разговоры о репарациях от Москвы на сто процентов выражают официальную позицию современной Варшавы.
«Вопрос о репарациях от Германии действительно имеет неофициальную поддержку со стороны руководства партии «Право и справедливость» в лице Ярослава Качиньского. Именно этот политик первым сформулировал такую задачу польской внешней политики, тем не менее, на сегодня даже вопрос германских репараций, не говоря уже о российских, не перешел в официальную плоскость. Пока все это досужие разговоры, а не предмет внешней политики Варшавы», — заключает Кувалдин.
Поляки здесь пользуются тем обстоятельством, что подобные неофициальные заявления формально не несут за собой каких-либо политических последствий, тем более, у Польши сложился такой имидж, что любые, даже самые абсурдные требования из Варшавы никого в Европе не удивят.
Из-за этого современное политическое руководство Польши без тени сомнения периодически переходит на площадной язык и обвиняет Евросоюз и многие страны Европы в действиях или исторических преступлениях против Варшавы, как в случае с событиями времен войны или этим анекдотическим «долгом».
«На самом деле, перед нами не совсем ловкая реакция Варшавы на угрозы введения санкций против Польши со стороны Еврокомиссии. Эти санкции могут быть введены из-за того, что польское правительство, по мнению европейцев, нарушило нормы правового государства в связи с идущей сейчас в этой стране судебной реформой и отказа Польши выполнить европейские требования по приему мигрантов. В Европейском союзе существуют квоты по приему мигрантов, которые Варшава не хочет выполнять и, соответственно, не пускает к себе мигрантов», — резюмирует Кувалдин.
На практике перед нами разворачивается очень серьезный кризис в отношениях между Брюсселем и Варшавой, который вылился в целый ряд конфликтов политического характера, что еще больше накалило ситуацию в этом вопросе.
«В силу того, что Германия является наиболее сильной страной Евросоюза, и с точки зрения Качиньского стоит за критикой Варшавы со стороны Брюсселя, и начались все эти разговоры про выплаты Германией репараций за события времен Войны», — констатирует Кувалдин.
Таким образом, все такие заявления поляков – это не выдумки эксцентричных политиков вроде министра обороны Польши Антония Мачеревича, а политический инструмент, который Варшава использует для того, чтобы отстоять свои интересы на внешней арене.
«При этом, министерство иностранных дел Польши уже заявило, что отказ Варшавы в 1953 году от дальнейших репараций является для нее обязывающим документом. Это случилось после того, как Мачеревич пытался оспорить данный тезис польской внешней политики», — заключает Кувалдин.
Поэтому перед нами не более чем элемент политического торга, поскольку ни одно из польских предложений по репарациям не имеет шансов на успех.
«Что касается упоминаний о России в контексте этого тренда, то не надо забывать про то, что все такие спекуляции являются для отдельных польских политиков отличным способом привлечения к себе внимания. Кроме того, поляки просто не могут не затронуть тему России в той ситуации, когда они требуют различные репарации от Германии. Исторически для них это взаимосвязанные вопросы», — резюмирует Кувалдин.
Эксперт считает, что Россия в этом вопросе идет факультативно, поскольку главной проблемой польской политики является конфликт между Варшавой и Европейским союзом.
«По этой причине для Польши любые претензии к России являются второстепенной позицией, из-за чего об этом вопросе и заикнулись в Варшаве более мелкие политики, а не главные польские декламаторы», — констатирует Кувалдин.

Комментариев нет: